Эмоционально-волевые расстройства. Депрессия, мания и апатия: от спячки до сверхактивности.
Когда позади остались сложные темы о расстройствах восприятия и мышления, а код МКБ-10 перестал казаться китайской грамотой, студенты Лесного медицинского под чутким руководством Владимира Егоровича добрались до одной из самых тонких тем курса — «Эмоционально-волевые расстройства». Им предстояло разобраться, где заканчивается обычная хандра и начинается депрессия, чем отличается творческий подъём от мании, и почему апатия — это не просто «лень двигаться».
Лекция: Качели настроения и паралич воли
Профессор Филин начал занятие с демонстрации двух картин: на одной был изображен унылый осенний пейзаж, на другой — яркий солнечный день с радугой.
— Коллеги, — сказал он, переходя от одной картины к другой, — сегодня мы говорим о двух полюсах эмоциональной сферы. Когда чувства либо застывают, как зимний пруд, либо бушуют, как весенний паводок.
Хома тут же поднял лапку:
— Профессор! А если у меня сегодня радость от сданного экзамена, а завтра грусть от несданного? Это уже аффективное расстройство?
— Коллега Хома, — вздохнул Филин, — это называется «студенческая жизнь». Давайте разберемся, где кончаются нормальные колебания настроения и начинается патология.
Практикум: Дифдиагноз — спячка или депрессия?
На практическом занятии Сова предложила разобрать сложный случай.
— Пациент Медведь, — объявила она, — жалуется на сонливость, потерю интереса к меду, снижение активности. Симптомы длятся третий месяц.
— Сезонная депрессия! — сразу предположила Белка. — F33.1!
— Или это биполярное расстройство? — задумался Енот. — Мы же знаем, что весной он проявляет гиперактивность.
Владимир Егорович, попивая чай, мягко вмешался:
— Коллеги, а вы не забыли посмотреть в календарь? Может, наш пациент просто… готовится к зимней спячке? Иногда биологические ритмы важнее психиатрических диагнозов.
Клинический разборы:
Случай Ворона-молчуна
— Следующий пациент, — объявила Сова, — Ворон. Родственники жалуются, что он перестал разговаривать две недели назад. При этом физически здоров, летает, питается, но не издает ни звука.
— Кататония! F20.2! — сразу предположил Хома.
— Или это тяжелая депрессия с мутизмом? — задумалась Белка.
— А может, это последствие психологической травмы? — добавил Енот, листая конспекты.
Владимир Егорович подошел ближе к макету пациента:
— Коллеги, а не пробовали ли вы выяснить, не участвовал ли пациент в конкурсе пародий неделю назад? Я слышал, он тогда так старался изобразить Немого из оперы, что, возможно, просто заигрался.
Профессор Филин одобрительно постучал клювом:
— Важное замечание. Всегда следует учитывать творческие наклонности наших пациентов. Актерский метод может быть настолько глубоким, что превращается в проблему.
— Но почему же он до сих пор не вышел из образа? — не унимался Енот.
— А вы пробовали спросить, не ждет ли он аплодисментов? — уточнил Владимир Егорович. — Некоторые артисты считают, что молчание — лучшая овация.
Хома сделал пометку в конспекте:
— Значит, прежде чем ставить диагноз F44.4, нужно спросить: «А вы случайно не в театральном кружке?»
Между нормой и патологией
К концу пары студенты пришли к важным выводам:
— Теперь я понимаю, — сказала Белка, — что важно проверять самые простые объяснения перед постановкой диагноза. Важно оценивать не только состояние пациента, но и контекст, в котором это происходит.
— Да, — добавил Енот, — иногда за сложными симптомами скрываются простые бытовые причины. И сезонные изменения поведения и патология — это не одно и то же.
— Я, кажется, научился не торопиться с выводами! — обрадовался Хома. — И научился отличать обычную активность от мании! — обрадовался Хома. — Теперь, когда мне захочется перемыть всю норку и разложить запасы по алфавиту, я сначала проверю, не забыл ли я поспать!
Владимир Егорович одобрительно кивнул:
— Отличный прогресс, коллеги. Помните: хороший специалист отличается тем, что ищет простое объяснение, прежде чем предположить сложное.
На следующем занятии их ждала тема «Тревожно-фобические расстройства», где Хоме предстояло столкнуться со своими страхами лицом к лицу. Но это была уже совсем другая история.