Хромосомы и харизма: Как студенты Владимира Егоровича нашли общий язык с ДНК…
Медицинская генетика. Предмет, где приходилось иметь дело с тем, что было запрограммировано до рождения, а проявлялось лишь через годы. Для команды Владимира Егоровича, привыкшей исправлять приобретённые установки, мысль о том, что некоторые «программные ошибки» не исправить сеансом психотерапии, была одновременно пугающей и завораживающей.
Владимир Егорович сидел в аудитории, засыпанной схемами двойных спиралей, и с невозмутимым видом собирал из детского конструктора что-то отдалённо напоминающее структуру ДНК.
— Антистрессовая терапия, — пояснил он, заметив их любопытные взгляды. — Когда гены в учебниках начинают путаться, нужно почувствовать себя творцом. Вот смотрите: жёлтая деталь — это аденин, синяя — гуанин… Хотя, кажется, я только что создал новый наследственный признак — «синдром кривой спирали». Может, назовём его в вашу честь, Хома?
Мендель и его нервные горошины
Занятия вела профессор Сойка — яркая птица с феноменальной памятью, знавшая наизусть все известные генетические мутации.
— Коллеги! — щебетала она, порхая между столами. — Сегодня мы будем раскладывать по полочкам то, что было заложено природой! Гены — это как чертежи. Иногда архитектор торопился, иногда перепутал линии… Наша задача — прочитать эти чертежи без ошибок!
На столах появились схемы скрещивания. Хома, увидев условные обозначения, замер.
— Профессор! А если у меня в роду был один дедушка-хомяк и одна бабушка-бурундук… Как это отразится на моей предрасположенности к неврозам? Это доминантный или рецессивный признак?
— Коллега Хома, — Сойка весело подпрыгнула, — если бы неврозы передавались по Менделю, всё население леса уже давно бы лечилось у Владимира Егоровича! Ваша тревожность — это приобретённый признак, к счастью. А вот цвет шерсти… — Она прищурилась. — У вас интересный оттенок. Определённо, в роду были рыжие!
Белка, изучавшая кариотипы, вдруг ахнула:
— Так вот почему у меня такой пушистый хвост! Смотрите! Это же мутация в гене FGF5! Та же, что у ангорских кроликов! Я не просто белка, я — генетический эксклюзив!
Наследственные болезни и фамильные драмы
Следующее занятие было посвящением синдромам. Профессор Сойка показывала таблицы.
— Синдром Марфана — длинные пальцы, проблемы с сердцем. Синдром Прадера-Вилли — страсть к накоплению запасов…
— Ой! — встрепенулся Енот. — А это не про меня? Я же тоже запасы собираю! У меня, случайно, не этот синдром?
— Нет, коллега, — успокоила его Сойка. — У вас — видовой поведенческий комплекс. А у пациентов с синдромом — это патология. Разница — в степени и последствиях. И в том, что ваши запасы — это орехи, а их — чаще всего несъедобные вещи.
Хома в это время изучал наследственные заболевания обмена веществ.
— Фенилкетонурия… — бормотал он. — Непереносимость белка… Может, и у меня она есть? Я вчера после грибов плохо себя чувствовал!
— Хома, — с задних рядов раздался голос Владимира Егоровича, — если бы у вас была фенилкетонурия, вы бы знали об этом с рождения. И вряд ли бы доросли до таких размеров. Это называется «переел грибов с картошкой».
Практикум: Генеалогические древа и семейные скелеты в шкафу
Студентам дали задание — составить свои генеалогические древа.
Белка нарисовала огромное дерево с множеством ветвей. «Вот этот прадедушка прославился тем, что нашёл золотой орех! А эта тётушка — тем, что пережила встречу с коршуном и родила десять бельчат! Гены устойчивости к стрессу!»
Енот подошёл к делу с педантичностью. Его древо напоминало официальный отчёт. «По материнской линии — склонность к аккуратности. По отцовской — любовь к полосканию. Вывод: мой перфекционизм — наследственный!»
Хома сначала расстроился, вспомнив, что он сирота. Но потом оживился: «А ведь это значит, что я — чистый генетический эксперимент! Мой генотип не замутнён семейными историями! Я могу сам стать основателем новой династии! Правда, пока не знаю, какой признак передам потомкам… кроме, возможно, ипохондрии…»
Методы запоминания: От мнемонических стихов до песенок о хромосомах
Подготовка к экзамену была самой творческой.
Белка придумала мнемонические стихи: «Х‑хромосома — прекрасна, У‑хромосома — узка, А синдром Дауна — это трисомия, детка!»
Енот зарисовал все основные синдромы в виде комиксов, где хромосомы с характерными чертами разыгрывали сценки.
Хома пытался найти у себя признаки всех изученных синдромов, но под чутким руководством Владимира Егоровича превратил это в игру: «Найди три отличия от синдрома Элерса-Данлоса». Оказалось, что его кожа всё-таки не тянется, как жвачка.
Экзамен: Расшифровать судьбу по генам
Экзамен принимала профессор Сойка. Нужно было по описанию фенотипа и семейного анамнеза предположить диагноз.
Белке достался случай «высокий рост, арахнодактилия, проблемы со зрением».
— Синдром Марфана! — выпалила она. — Нужно проверить аорту и назначить бета-блокаторы! И беречь суставы!
— Браво! — щебетала Сойка. — Пять баллов! Вы рождены для генетики!
Еноту выпал более сложный случай с неврологической симптоматикой.
— М‑м-м… — ворчал он, водя лапкой по описанию симптомов. — Пациент с хореическими гиперкинезами, когнитивным снижением… Или болезнь Хантингтона, или синдром Ангельмана… Хотя нет! — вдруг оживился он. — При синдроме Ангельмана бывала неадекватная смешливость, а в истории болезни ничего про неуместный смех не написано. Хотя… — Енот задумался. — Может, врач просто не заметил? Или пациент сдерживался из последних сил? Или…
Профессор Сойка, наблюдая за его метаниями, терпеливо ждала, слегка подрагивая хвостом.
— Нет! — наконец уверенно заявил Енот. — Всё-таки Хантингтон! У пациента есть данные о наследственной отягощённости, а при синдроме Ангельмана это не характерно!
— Четыре с плюсом! — щебетнула Сойка. — За правильный диагноз — пять, но минус за то, что вы мысленно наделили пациента синдромом сдержанного смеха! В следующий раз, коллега, лечите только то, что видите, а не то, что может быть!
Хоме достался каверзный билет: «Пациент с жалобами на утомляемость, раздражительность, ипохондрию».
Хома замер. Потом медленно поднял глаза на профессора.
— Профессор… это… это же я? Вы принесли мой анамнез?
Сойка весело рассмеялась:
— Нет, коллега! Это описание половины студентов-медиков перед сессией! Но вы правильно не поддались провокации и не поставили генетический диагноз! Пять баллов за критическое мышление!
Зачётка vs. Медицинская карта. Генетический финал
Выйдя с экзамена, они стояли и разглядывали друг друга с новым интересом.
— Знаешь, — сказал Хома, — я теперь понимаю, что мы все — просто временные носители огромной генетической библиотеки. И наша задача — не перепутать книги на полках и аккуратно передать эстафету.
— А я, — добавила Белка, — поняла, что даже с самой лучшей наследственностью можно довести себя до невроза. И даже с самой сложной — быть счастливым. Главное — вовремя заметить, где заканчиваются гены и начинается твоя собственная ответственность.
Владимир Егорович, наблюдавший за этой сценой, улыбался.
— Ну что, коллеги? Поняли, что нельзя списать всё на плохую наследственность?
— Поняли, доктор! — хором ответили они. — Оказывается, гены — это всего лишь стартовая позиция. А как пробежать дистанцию — решаем мы сами!
И главный вывод, который они сделали, звучал так: «Самый главный ген — это не тот, что отвечает за цвет шерсти или рост. Это тот, что заставляет нас задавать вопросы «кто я?» и «почему я такой?». И, к счастью, на эти вопросы генетика не всегда может дать ответ. Для этого и существует психотерапия, саморефлексия и большая жизнь, которую каждый пишет сам, поверх линий своей ДНК».