Искусство понимать язык клякс

Тест Рор­ша­ха: Искус­ство пони­мать язык клякс.

После изу­че­ния тео­ре­ти­че­ских основ про­ек­ции, где маги­стран­ты узна­ли, как внут­рен­ний мир отра­жа­ет­ся во внеш­них обра­зах, наста­ло вре­мя позна­ко­мить­ся с самым зна­ме­ни­тым инстру­мен­том визу­аль­ной про­ек­ции. Кляк­сы. Если преды­ду­щее заня­тие было похо­же на обу­че­ние азбу­ке, то сего­дня пред­сто­я­ло осво­ить целый язык — язык бес­со­зна­тель­но­го, зашиф­ро­ван­ный в зна­ме­ни­тых чер­ниль­ных пят­нах. Новой темой ста­ла коро­ле­ва про­ек­тив­ных мето­дик — тест Рор­ша­ха и его систе­ма под­счё­та и интерпретации.

В лабо­ра­то­рии пах­ло спе­ци­аль­но при­го­тов­лен­ны­ми чер­ни­ла­ми из дубо­вых гал­лов и ста­рой бума­гой. Десять кар­то­чек лежа­ли на сто­ле как вели­чай­шая загад­ка, кото­рую пред­сто­я­ло разгадать.

Теория: От импрессий к системе

Про­фес­сор Филин начал лек­цию, дер­жа в кры­ле первую карточку.
— Кол­ле­ги, — про­из­нёс он тор­же­ствен­но, — Гер­ман Рор­шах потра­тил годы, что­бы создать не про­сто набор кар­ти­нок, а стро­гую диа­гно­сти­че­скую систе­му. Основ­ной прин­цип: чем более неструк­ту­ри­ро­ван сти­мул, тем глуб­же про­ек­ция. Эти десять чер­ниль­ных пятен — иде­аль­ный «экран» для бессознательного.

Бел­ка, достав свой иде­аль­ный блок­нот, уточнила:
— То есть, важ­ны не толь­ко обра­зы, кото­рые мы видим, но и то, как мы их воспринимаем?

— Имен­но! — кив­нул Филин. — Мы ана­ли­зи­ру­ем четы­ре основ­ных аспек­та. Лока­ли­за­ция — исполь­зу­ет ли испы­ту­е­мый всё пят­но (W), круп­ные дета­ли (D) или мел­кие фраг­мен­ты (Dd). Детер­ми­нан­ты — что имен­но опре­де­ля­ет ответ: фор­ма (F), цвет ( C ), дви­же­ние (M). Содер­жа­ние — что имен­но видит­ся: живот­ные (A), люди (H), при­ро­да (N). Попу­ляр­ность — насколь­ко часто встре­ча­ет­ся такой ответ.

Глубже в детерминанты: Язык восприятия

— Осо­бое вни­ма­ние — детер­ми­нан­там, — про­дол­жил про­фес­сор. — Если испы­ту­е­мый видит дви­же­ние (M) — это гово­рит о богат­стве внут­рен­не­го мира. Цве­то­вые отве­ты ( C ) отра­жа­ют эмо­ци­о­наль­ную реак­тив­ность. Пре­об­ла­да­ние фор­мы (F) — о кон­тро­ле и рациональности.

Енот, вни­ма­тель­но изу­чав­ший схе­мы, под­нял лапку:
— То есть, соот­но­ше­ние раз­ных типов отве­тов созда­ёт уни­каль­ный профиль?

— Вер­но! — под­твер­дил Филин. — Напри­мер, соче­та­ние дви­же­ния и цве­та даёт пред­став­ле­ние о балан­се меж­ду внут­рен­ней жиз­нью и реак­ци­ей на внеш­ние сти­му­лы. А пре­об­ла­да­ние ред­ких дета­лей (Dd) может ука­зы­вать на нестан­дарт­ность мышления.

Практика: Читаем между клякс

Сту­ден­там раз­да­ли пер­вые три кар­точ­ки теста для тре­ни­ров­ки подсчёта.

Карточка I

Хома, полу­чив первую кар­точ­ку, воскликнул:
— Это похо­же на гигант­скую лету­чую мышь! Но… с пере­ло­ман­ны­ми крыльями…

— Запи­сы­ва­ем: W F- A, — про­ком­мен­ти­ро­вал Вла­ди­мир Его­ро­вич. — Целост­ный ответ с нега­тив­ной фор­мой, содер­жа­ние — живот­ное. Вид­на тре­вож­ная тематика.

Карточка V

Енот, полу­чив сле­ду­ю­щую кар­точ­ку, уве­рен­но заявил:
— Это пре­крас­но сохра­нив­ша­я­ся бабоч­ка! Вид­ны уси­ки, сим­мет­рич­ные кры­лья с чёт­ки­ми контурами.

— Отлич­но! — отме­тил про­фес­сор Филин. — W F+ A P — целост­ный ответ, хоро­шая фор­ма, живот­ное, попу­ляр­ный ответ. Клас­си­че­ское вос­при­я­тие, демон­стри­ру­ю­щее спо­соб­ность к целост­но­му и реа­ли­стич­но­му видению.

Карточка VIII

Бел­ка, вни­ма­тель­но изу­чив цвет­ную кар­точ­ку, сказала:
— По бокам — два живот­ных, воз­мож­но, бар­су­ки, под­ни­ма­ю­щи­е­ся по риф­ле­ным скло­нам. А в цен­тре — абстракт­ный узор из костей и хрящей.

— Пре­крас­ный при­мер слож­но­го вос­при­я­тия! — вос­клик­нул Филин. — D F+ A для боко­вых фигур и D F- An для цен­тра. Соче­та­ние чёт­кой фор­мы живот­ных с ана­то­ми­че­ским содер­жа­ни­ем в цен­тре пока­зы­ва­ет ана­ли­ти­че­ский склад мышления.

Система интерпретации: Собираем пазл

Когда все отве­ты были запи­са­ны и под­счи­та­ны, Вла­ди­мир Его­ро­вич пока­зал, как ана­ли­зи­ро­вать профиль:
— Смот­ри­те, у Ено­та пре­об­ла­да­ют целост­ные отве­ты с хоро­шей фор­мой — это гово­рит о систем­ном мыш­ле­нии. У Бел­ки слож­ные ком­би­на­ции дета­лей — пока­за­тель ана­ли­тич­но­сти. А у Хомы… — док­тор посмот­рел на про­то­кол, — частые отве­ты с нега­тив­ной фор­мой пока­зы­ва­ют область для тера­пев­ти­че­ской работы.

После лекции: Новый взгляд на простое

Вый­дя из лабо­ра­то­рии, маги­стран­ты по-ново­му смот­ре­ли на окру­жа­ю­щий мир.
— Теперь я пони­маю, — ска­за­ла Бел­ка, — что каж­дая «кляк­са» — это слож­ная систе­ма коор­ди­нат для изме­ре­ния психики.

— Соглас­но моим рас­чё­там, — доба­вил Енот, — для уве­рен­но­го вла­де­ния систе­мой тре­бу­ет­ся ана­лиз сотен протоколов.

— А я… — Хома задум­чи­во смот­рел на обла­ка. — Теперь я пони­маю, что наши стра­хи и надеж­ды име­ют свою геометрию…

Вла­ди­мир Его­ро­вич наблю­дал за ними, попи­вая вечер­ний чай. Его чаш­ка сего­дня буд­то нашеп­ты­ва­ла: «Самые слож­ные исти­ны часто скры­ва­ют­ся в самой простоте».

Любо­пыт­но, — раз­мыш­лял он, — сего­дня они научи­лись видеть мате­ма­ти­ку души в чер­ниль­ных пят­нах. А зав­тра это помо­жет им нахо­дить поря­док в самом хао­тич­ном внут­рен­нем мире.

А впе­ре­ди их жда­ло зна­ком­ство со сле­ду­ю­щей про­ек­тив­ной мето­ди­кой — Тема­ти­че­ским аппер­цеп­тив­ным тестом, где пред­сто­я­ло перей­ти от обра­зов к исто­ри­ям. Но это была уже сле­ду­ю­щая гла­ва их обучения.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх