Психология общения – врач-пациент, или Искусство слышать не только слова:
- Студенты под незримым присмотром Владимира Егоровича продолжали грызть гранит науки в Лесном медицинском, где каждая дисциплина проверяла не только их знания, но и их собственные страхи.
Курс «Медицинская психология» под неусыпным наблюдением Владимира Егоровича подошёл к, пожалуй, самому практическому разделу — искусству общения с пациентом. Ведь как бы блестяще врач ни ставил диагноз, если он не умеет слушать, лечение обречено.
Владимир Егорович, устроившись в своём углу с чашкой чая, с любопытством наблюдал, как профессор Сойка рисует на доске схему «Барьеры коммуникации». Его чашка, казалось, одобрительно подмигивала: «Наконец-то добрались до главного!»
Между словом и диагнозом
— Коллеги! — начала Сойка, обводя аудиторию внимательным взглядом. — Помните: пациент приходит к вам не с болезнью, а с историей. И ваша задача — услышать её. Вербальная коммуникация — это лишь верхушка айсберга. Невербальная…
— Профессор! — встревоженно перебил Хома. — А если пациент говорит, что у него «просто болит голова», но при этом потирает левую руку? Это же классический признак иррадиации боли при инфаркте! Нужно срочно делать ЭКГ!
— Коллега Хома, — вздохнула Сойка, — а вы не думали, что он мог просто удариться рукой о дверцу? Активное слушание — это не поиск скрытых патологий в каждом жесте, а понимание контекста.
Тем временем Енот, вооружившись учебником, уже практиковал технику «эмпатического слушания» на Белке.
— Итак, — говорил он, стараясь придать своему голосу максимальное участие, — вы говорите, что храните зимние запасы в трёх дуплах разной степени доступности… Я правильно понимаю, что это вызывает у вас чувство тревоги?
— Какая тревога? — фыркнула Белка. — Это гениальная система! В первом дупле — орехи на ближайшую неделю, во втором — стратегический запас, в третьем…
— Но это же нелогично! — не выдержал Енот, забыв про эмпатию. — Надо систематизировать по видам орехов и калорийности! Ваша система хранения крайне нерациональна!
Владимир Егорович с интересом наблюдал за ссорой, делая пометку: «Енот осваивает эмпатию. Пока безуспешно, но старается.»
Практикум: Искусство слушать, не перебивая внутренним диагностом
На практическом занятии студенты отрабатывали технику активного слушания. Хома вызвался быть «врачом» для Владимира Егоровича.
— Итак, — начал Хома, старательно кивая, — вы говорите, что чувствуете лёгкую усталость после десятичасового рабочего дня… — Он замолчал, и по его лицу пробежала тень беспокойства. — А не сопровождается ли эта усталость ощущением онемения в конечностях? Или, может быть, мельканием мушек перед глазами? Это могла бы быть начальная стадия…
— Коллега Хома, — мягко прервал его Владимир Егорович, — активное слушание предполагает, что вы слушаете пациента, а не его возможные болезни.
— Но я слушаю! — обиделся Хома. — Я очень внимательно слушаю ваши симптомы!
Профессор Сойка, наблюдающая за сценой, покачала головой:
— Вы слушаете не пациента, а свой внутренний справочник болезней. Попробуйте услышать самого пациента.
Семинар: Как сообщать плохие новости
Самой сложной частью занятия стала отработка навыка сообщения плохих новостей. Студентам нужно было «сообщить» Белке, что её любимое ореховое дерево собираются спилить.
Енот подошёл к делу с максимальной прямотой:
— По результатам анализа ситуации, ваше ореховое дерево подлежит удалению в связи с плановой вырубкой территории. Рекомендую начать поиск альтернативных источников пропитания.
Белка смотрела на него в ужасе.
Хома попытался смягчить удар:
— Видите ли, существует высокая вероятность того, что пространственная локализация вашего дерева может измениться в ближайшей перспективе… — он замолчал, заметив, что Белка не понимает ни слова. — То есть… его собираются спилить, — сдавленно прошептал он.
Владимир Егорович, наблюдая за этой сценой, подошёл к группе:
— Иногда самое важное — не что сказать, а как быть с пациентом в эту минуту. Слова важны, но присутствие — важнее.
Эмпатия требует практики
Енот дописывал в своём конспекте: «Эмпатия требует практики. Не переходить на систематизацию при упоминании неоптимальных систем хранения».
Белка составляла памятку «Как говорить с пациентами на понятном языке».
А Хома… Хома впервые задумался о том, что можно слушать другого, не ставя ему диагнозы. Он достал блокнот и записал: «Активное слушание — это когда слышишь собеседника, а не симптомы. P.S.: Завтра попробую поговорить с Енотом, не вспоминая про его возможный обсессивно-компульсивный синдром».
Владимир Егорович, покидая аудиторию, с удовлетворением отметил: его студенты медленно, но верно учатся самому главному в медицине — искусству быть тем, кто не просто лечит, а понимает. Даже если этот пациент — белка с нерациональной системой хранения орехов.