Как выяснить, о чём молчит пациент, и не сойти с ума самому

Как выяс­нить, о чём мол­чит паци­ент, и не сой­ти с ума само­му: пси­хи­ат­ри­че­ское интервью.

После того как сту­ден­ты Лес­но­го меди­цин­ско­го разо­бра­лись в хит­ро­спле­те­ни­ях рас­стройств лич­но­сти, научи­лись отли­чать пато­ло­ги­че­скую тре­во­гу от здо­ро­во­го вол­не­ния и поня­ли, где закан­чи­ва­ет­ся харак­тер и начи­на­ет­ся диа­гноз, Вла­ди­мир Его­ро­вич объ­явил о пере­хо­де к самой прак­ти­че­ской части кур­са — «Пси­хи­ат­ри­че­ское интер­вью». Теперь им пред­сто­я­ло научить­ся не про­сто ста­вить коды по МКБ-10, а слы­шать то, что пря­чет­ся меж­ду слов, и зада­вать вопро­сы, на кото­рые паци­ен­ты боят­ся отве­тить даже самим себе.

Искусство задавать правильные вопросы

Про­фес­сор Филин начал заня­тие с демон­стра­ции двух сту­льев, сто­яв­ших друг напро­тив друга.

— Кол­ле­ги, — про­из­нес он, мед­лен­но пере­са­жи­ва­ясь с одно­го сту­ла на дру­гой, — сего­дня мы будем учить­ся само­му важ­но­му — искус­ству диа­ло­га. Помни­те: меж­ду эти­ми дву­мя сту­лья­ми может быть про­пасть непо­ни­ма­ния или мост дове­рия. Выбор за вами.

Хома тут же под­нял лапку:
— Про­фес­сор! А если паци­ент мол­чит? Или гово­рит загад­ка­ми? Или смот­рит так, буд­то чита­ет мои мысли?

— Кол­ле­га Хома, — уста­ло вздох­нул Филин, — если бы паци­ен­ты все­гда гово­ри­ли пря­мо, наша про­фес­сия назы­ва­лась бы «опе­ра­тор кол-цен­тра». Насто­я­щий диа­гноз все­гда пря­чет­ся в полутонах.

Практикум: «Немое интервью, или О чём молчат уши»

Вла­ди­мир Его­ро­вич устро­ил необыч­ный прак­ти­кум в зву­ко­изо­ли­ро­ван­ном каби­не­те, где сту­ден­там пред­сто­я­ло про­ве­сти диа­гно­сти­ку… абсо­лют­но молча.

— Кол­ле­ги, — про­шеп­тал он, — сего­дня вы научи­тесь слы­шать тиши­ну. Ваш паци­ент — Сус­лик, кото­рый прин­ци­пи­аль­но не раз­го­ва­ри­ва­ет уже три недели.

Хома завол­но­вал­ся:
— Но как же мы… без слов… МКБ-10
— Имен­но так, — улыб­нул­ся Вла­ди­мир Его­ро­вич. — Ино­гда самый чест­ный диа­лог про­ис­хо­дит, когда рот закрыт.

Задание 1: «Угадай проблему по морде»

Сус­лик сидел, насу­пив­шись, сло­жив лап­ки на животе.

Бел­ка пер­вая риск­ну­ла подойти:
— Смот­ри­те! — жеста­ми пока­за­ла она Ено­ту. — Левая бровь при­под­ня­та на 3 мил­ли­мет­ра выше пра­вой! Это же клас­си­че­ский при­знак экзи­стен­ци­аль­но­го кризиса!

Енот достал лупу:
— По моим рас­че­там, угол опу­ще­ния усов ука­зы­ва­ет на невы­ра­жен­ную агрес­сию. Веро­ят­но, F60.3 — эмо­ци­о­наль­но неустой­чи­вое расстройство.

Хома, дро­жа, попы­тал­ся изоб­ра­зить жеста­ми сочув­ствие, но полу­чи­лось так, буд­то он ловит неви­ди­мых мух.

Сус­лик вдруг ярост­но начал сту­чать лап­кой по столу.

— Види­те! — вос­клик­ну­ла Бел­ка. — Это же гнев! Нако­пив­ша­я­ся фрустрация!
— Нет, — вме­шал­ся Вла­ди­мир Его­ро­вич, — это он пока­зы­ва­ет, что вы насту­пи­ли ему на хвост.

Задание 2: «Диагноз по дрожи»

Сле­ду­ю­щим паци­ен­том ста­ла Мыш­ка, кото­рая мел­ко-мел­ко дрожала.

Енот с науч­ным видом изме­рил ампли­ту­ду дрожи:
— 2.3 мил­ли­мет­ра в секун­ду! Чистей­шая F41.0 — пани­че­ское расстройство!

Бел­ка вни­ма­тель­но наблю­да­ла за направ­ле­ни­ем взгля­да Мышки:
— Она посто­ян­но смот­рит на дверь! Это агорафобия!

Хома попы­тал­ся повто­рить дрожь Мыш­ки, но у него полу­чи­лось боль­ше похо­же на танец.

Вне­зап­но Мыш­ка пере­ста­ла дро­жать и пока­за­ла на окно, где сидел сытый и абсо­лют­но рав­но­душ­ный Кот.

— Ино­гда, — вздох­нул Вла­ди­мир Его­ро­вич, — пани­че­ское рас­строй­ство ока­зы­ва­ет­ся… разум­ной осторожностью.

Задание 3: «Идеальный пациент»

Тре­тьим стал Бар­сук, кото­рый спо­кой­но сидел с умным выра­же­ни­ем морды.

— Вот! — обра­до­вал­ся Хома. — Нако­нец-то адек­ват­ный пациент!
— Слиш­ком адек­ва­тен, — нахму­ри­лась Бел­ка. — Смот­ри­те, как он иде­аль­но сло­жил лап­ки. Это же F60.5 — анан­каст­ное расстройство!

Енот замер с секундомером:
— Он не мор­га­ет уже 47 секунд! Это кататония!

В этот момент Бар­сук мир­но заснул и начал посапывать.

— Кол­ле­ги, — про­шеп­тал Вла­ди­мир Его­ро­вич, — ино­гда самое слож­ное в диа­гно­сти­ке — при­знать, что паци­ент… про­сто устал. И ему нуж­но поспать, а не полу­чать диагноз.

Итог практикума:

— Зна­чит, — под­ве­ла итог Бел­ка, — ино­гда мол­ча­ние гово­рит гром­че слов?
— Нет, — улыб­нул­ся Вла­ди­мир Его­ро­вич, — ино­гда оно гово­рит ров­но то, что зна­чит. Наша зада­ча — не при­ду­мать слож­ное объ­яс­не­ние, а услы­шать простое.

Хома задум­чи­во потер лапки:
— То есть, если паци­ент мол­чит, воз­мож­но, ему про­сто… нече­го сказать?
— Бра­во, Хома! — рас­сме­ял­ся Вла­ди­мир Его­ро­вич. — Вы толь­ко что осво­и­ли самую слож­ную тех­ни­ку в пси­хи­ат­рии — искус­ство не усложнять.

Клинический разбор: Случай Медведя-молчуна

— Паци­ент Мед­ведь, — объ­яви­ла Сова, — при­шёл на при­ём по насто­я­нию род­ствен­ни­ков. Сидит уже десять минут, на вопро­сы отве­ча­ет одно­слож­но, взгляд направ­лен в пол.

— Нуж­но уста­но­вить рап­порт! — вос­клик­нул Хома. — Может, пого­во­рить о мёде? Или о погоде?
— Слиш­ком баналь­но, — пока­ча­ла голо­вой Бел­ка. — Нуж­но най­ти его боль­ную тему. Может, он пере­жи­ва­ет из-за пред­сто­я­щей спячки?

Енот скру­пу­лёз­но запи­сы­вал в блокнот:
— Соглас­но про­то­ко­лу, в таких слу­ча­ях реко­мен­ду­ет­ся тех­ни­ка «отра­же­ния чувств». Напри­мер: «Я вижу, вам нелег­ко гово­рить об этом».

Про­фес­сор Филин одоб­ри­тель­но кивнул:
— Все вер­но. Но ино­гда луч­ше про­сто мол­чать вме­сте с паци­ен­том. Тиши­на — тоже фор­ма диалога.

Услышать не только слова

К кон­цу пары сту­ден­ты при­шли к неожи­дан­ным выводам:

— Зна­е­те, — задум­чи­во ска­за­ла Бел­ка, — я все­гда дума­ла, что глав­ное — зада­вать пра­виль­ные вопро­сы. А ока­за­лось — глав­ное услы­шать отве­ты, даже когда их нет.
— Да, — под­дер­жал Енот, — невер­баль­ные сиг­на­лы часто гово­рят гром­че слов.
— Я, кажет­ся, начал пони­мать! — обра­до­вал­ся Хома. — Теперь, когда паци­ент будет гово­рить «всё нор­маль­но», гля­дя в пол и сжи­мая лапы, я пой­му, что нор­маль­но — это как раз не всё!

Вла­ди­мир Его­ро­вич улыб­нул­ся, поправ­ляя очки:
— Поздрав­ляю с пер­вы­ми шага­ми в искус­стве кли­ни­че­ской бесе­ды. Помни­те: хоро­шее интер­вью — это когда паци­ент ухо­дит, пони­мая о себе боль­ше, чем до раз­го­во­ра. И когда врач — тоже.

На сле­ду­ю­щем заня­тии их жда­ла тема «Осно­вы пси­хо­фар­ма­ко­те­ра­пии», где пред­сто­я­ло выяс­нить, когда раз­го­вор бес­си­лен и насту­па­ет черёд вол­шеб­ных пилюль. Но это была уже совсем дру­гая история.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх