Карта интеллектуальных сокровищ

Тест Вексле­ра: Кар­та интел­лек­ту­аль­ных сокровищ.

Поза­ди оста­лись слож­ные син­дро­мы — лоб­ный, с его полом­кой в команд­ном пунк­те, и височ­ный, с тай­на­ми памя­ти и слу­ха. Маги­стран­ты Вла­ди­ми­ра Его­ро­ви­ча научи­лись выяв­лять спе­ци­фи­че­ские нару­ше­ния, но теперь перед ними сто­я­ла зада­ча ино­го мас­шта­ба. Им пред­сто­я­ло осво­ить инстру­мент, кото­рый не ищет полом­ки, а рису­ет общую, уни­каль­ную кар­ти­ну воз­мож­но­стей. Этим инстру­мен­том стал зна­ме­ни­тый тест Вексле­ра, а темой лек­ции — ана­лиз его профиля.

В лабо­ра­то­рии цари­ла атмо­сфе­ра тор­же­ствен­но­го любо­пыт­ства. На сто­лах лежа­ли тет­ра­ди с зада­ни­я­ми, цвет­ные куби­ки и кар­точ­ки — арсе­нал, кото­рый пред­сто­я­ло освоить.

Теория: Не просто цифра, а целый портрет

Про­фес­сор Филин начал лек­цию, дер­жа в кры­ле уве­си­стый справочник.
— Кол­ле­ги, до сих пор мы были меха­ни­ка­ми, искав­ши­ми неис­прав­ность в слож­ном меха­низ­ме. Сего­дня мы ста­но­вим­ся кар­то­гра­фа­ми! Тест Вексле­ра — это не про­сто изме­ре­ние уров­ня интел­лек­та. Это созда­ние деталь­ной кар­ты, где у каж­до­го есть свои вер­ши­ны и доли­ны. Ваша зада­ча — научить­ся читать эти карты.

Бел­ка, зара­нее изу­чив­шая струк­ту­ру теста, не удержалась:
— То есть, мы будем оце­ни­вать не общий пока­за­тель, а отдель­но вер­баль­ный и невер­баль­ный интел­лект? И ана­ли­зи­ро­вать раз­ни­цу меж­ду ними?

— Имен­но, кол­ле­га! — одоб­ри­тель­но кив­нул Филин. — Сила Вексле­ра — в его про­фи­ле. Один может бле­стя­ще опе­ри­ро­вать сло­ва­ми, но спо­ткнёт­ся на сбор­ке куби­ков. Дру­гой, наобо­рот, мыс­ля­щий обра­за­ми, не смо­жет объ­яс­нить логи­ку сво­их дей­ствий. Оба — умны, но их позна­ва­тель­ные миры устро­е­ны по-разному.

Практика: Вербальные лабиринты и невербальные головоломки

Лек­ция плав­но пере­тек­ла в прак­ти­че­ское заня­тие, где сту­ден­ты по оче­ре­ди про­бо­ва­ли про­во­дить суб­те­сты друг на друге.

Субтест «Осведомлённость»

Ено­ту зада­ли вопрос: «Поче­му дрож­жи застав­ля­ют тесто подниматься?»
— Это резуль­тат про­цес­са бро­же­ния, — не морг­нув гла­зом, отве­тил Енот. — Дрож­же­вые гриб­ки потреб­ля­ют саха­ра и выде­ля­ют угле­кис­лый газ, кото­рый и обра­зу­ет пузыри.

— Высо­кий балл, — отме­ти­ла Бел­ка, све­ря­ясь с клю­чом. — Фун­да­мен­таль­ные зна­ния на месте.

Субтест «Аналогии»

Бел­ке пред­ло­жи­ли закон­чить логи­че­скую связь: «Утро — вечер, завтрак — …?»
— Ужин! — не заду­мы­ва­ясь, выпа­ли­ла Бел­ка, но тут же замер­ла. — Хотя пого­ди­те… Если под­хо­дить систем­но, утрен­ний при­ём пищи кор­ре­ли­ру­ет с вечер­ним, но с учё­том сезон­ных вари­а­ций и калорийности…

— Кол­ле­га, — мяг­ко оста­но­вил её про­фес­сор Филин, — это назы­ва­ет­ся «избы­точ­ное услож­не­ние». Ино­гда пра­виль­ный ответ — самый про­стой. Но за попыт­ку най­ти систем­ные вза­и­мо­свя­зи — плюс в актив.

Субтест «Кубики Коса»

Хоме выда­ли набор крас­но-белых куби­ков и схе­му узо­ра, кото­рый нуж­но было собрать.
— Всё понят­но! — уве­рен­но заявил Хома, схва­тив куби­ки. Через мину­ту его узор напо­ми­нал абстракт­ную кар­ти­ну. — Кажет­ся, здесь есть твор­че­ская состав­ля­ю­щая! — попы­тал­ся оправ­дать­ся он.

— Это назы­ва­ет­ся дефи­цит зри­тель­но-мотор­ной коор­ди­на­ции и кон­струк­тив­но­го прак­си­са, — веж­ли­во попра­вил его Филин. — Ваш вер­баль­ный интел­лект пыта­ет­ся ком­пен­си­ро­вать труд­но­сти в невер­баль­ной сфе­ре. Клас­си­че­ский дис­ба­ланс профиля.

Субтест «Последовательные картинки»

Бел­ке дали набор иллю­стра­ций к извест­ной сказ­ке, пере­пу­тан­ных в про­из­воль­ном порядке.
— Так, — она мгно­вен­но раз­ло­жи­ла кар­точ­ки в иде­аль­ной после­до­ва­тель­но­сти. — Нали­цо нару­ше­ние при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей в ори­ги­наль­ной ком­по­нов­ке. Логи­ка повест­во­ва­ния тре­бу­ет имен­но тако­го порядка.

— Без­упреч­но, — кон­ста­ти­ро­вал Филин. — Высо­кие спо­соб­но­сти к пла­ни­ро­ва­нию и пони­ма­нию соци­аль­ных ситуаций.

Анализ: Складываем мозаику

Когда все дан­ные были собра­ны, Вла­ди­мир Его­ро­вич пока­зал, как выгля­дит ана­лиз про­фи­ля в действии.

— Смот­ри­те, — он нари­со­вал на дос­ке зиг­за­го­об­раз­ный гра­фик. — Пик здесь, в «Ариф­ме­ти­ке», гово­рит о силь­ном логи­че­ском мыш­ле­нии. А про­вал здесь, в «Понят­ли­во­сти», может ука­зы­вать на труд­но­сти в пони­ма­нии соци­аль­ных ситу­а­ций. Мы видим не «умный» или «глу­пый», а уни­каль­ный позна­ва­тель­ный ландшафт.

После лекции: Увидеть лес за деревьями

Вый­дя из лабо­ра­то­рии, маги­стран­ты дели­лись впечатлениями.
— Это же гораз­до чест­нее, чем одна циф­ра! — вос­тор­жен­но гово­ри­ла Бел­ка. — Теперь ясно, поче­му кто-то гени­а­лен в одном и бес­по­мо­щен в другом.

— Соглас­но моим рас­че­там, — доба­вил Енот, — для точ­ной интер­пре­та­ции необ­хо­ди­мо учи­ты­вать не менее две­на­дца­ти пара­мет­ров. Я уже начал состав­лять таблицу.

— А я… — Хома с новым инте­ре­сом смот­рел на свои лап­ки. — Мой про­вал в куби­ках — это не недо­ста­ток ума, а про­сто осо­бен­ность мое­го про­фи­ля? Нако­нец-то мне есть, что отве­тить соб­ствен­но­му внут­рен­не­му критику!

Вла­ди­мир Его­ро­вич наблю­дал за ними, попи­вая свой вечер­ний чай. Его чаш­ка сего­дня буд­то нашеп­ты­ва­ла: «Ум — это не еди­ная вер­ши­на, а целый гор­ный хре­бет, где у каж­дой вер­ши­ны своя высо­та и своя красота».

Любо­пыт­но, — раз­мыш­лял он, — сего­дня они научи­лись видеть уни­каль­ность вме­сто недо­стат­ков. А зав­тра это поз­во­лит им помочь каж­до­му рас­крыть свой соб­ствен­ный, осо­бен­ный тип мышления.

А впе­ре­ди маги­стран­тов жда­ло ито­го­вое заня­тие по ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ской диа­гно­сти­ке — напи­са­ние заклю­че­ния, где пред­сто­я­ло собрать воеди­но все полу­чен­ные зна­ния и создать целост­ную исто­рию. Но это была уже сле­ду­ю­щая, заклю­чи­тель­ная гла­ва их обучения.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх