Когда дирижёр спит

Лоб­ный син­дром: Когда дири­жёр спит.

После осво­е­ния бата­реи Лурия, маги­стран­ты Вла­ди­ми­ра Его­ро­ви­ча подо­шли к самой слож­ной и зага­доч­ной теме ней­ро­пси­хо­ло­гии. Если рань­ше они изу­ча­ли отдель­ные «бло­ки» моз­га, то теперь пред­сто­я­ло разо­брать­ся с полом­кой в глав­ном шта­бе – лоб­ном синдроме.

В ауди­то­рии цари­ла осо­бен­ная тиши­на. Каза­лось, сам воз­дух замер в ожи­да­нии раз­гад­ки глав­ной тай­ны – как нару­ша­ют­ся самые слож­ные функ­ции управ­ле­ния поведением.

Теория: Командный пункт личности

Про­фес­сор Филин начал лек­цию с ярко­го сравнения:
— Кол­ле­ги, пред­ставь­те: огром­ный оркестр. Все музы­кан­ты – здо­ро­вы, инстру­мен­ты – настро­е­ны. Но дири­жёр исчез. Что услы­шим? Хаос! Имен­но это про­ис­хо­дит при лоб­ном син­дро­ме – мозг теря­ет сво­е­го глав­но­го дирижера.

Бел­ка, делая помет­ки в иде­аль­ном кон­спек­те, уточнила:
— То есть, фор­маль­но все функ­ции сохран­ны, но нару­ше­но их управление?
— Имен­но так! — одоб­ри­тель­но кив­нул Филин. — Лоб­ные доли – это штаб-квар­ти­ра нашей лич­но­сти. Здесь рож­да­ют­ся цели, пла­ны, здесь мы кон­тро­ли­ру­ем свои дей­ствия и пред­ви­дим их последствия.

Диагностика: Ищем пропавшего дирижёра

Проба на планирование

Ено­ту пред­ло­жи­ли решить зада­чу: нуж­но было пере­лить воду из боль­шой боч­ки в малень­кую, исполь­зуя три про­ме­жу­точ­ных сосу­да раз­но­го объема.
— Соглас­но рас­че­там, — начал Енот, — опти­маль­ная последовательность…
Но вме­сто чет­ко­го пла­на он схва­тил пер­вый попав­ший­ся сосуд и начал хао­тич­но пере­ли­вать воду, посто­ян­но теряя счет действиям.
— Типич­ная импуль­сив­ность! — про­ком­мен­ти­ро­вал Филин. — Отсут­ствие про­грам­мы дей­ствий при сохран­ном интеллекте.

Проба на контроль

Хоме дали зада­ние: хло­пать один раз, когда пре­по­да­ва­тель хло­па­ет два­жды, и наоборот.
После трех пра­виль­ных отве­тов Хома замер:
— Два хлоп­ка… зна­чит, я дол­жен… один? Или… — его лап­ки бес­по­мощ­но повис­ли в воздухе.
— Дефи­цит про­из­воль­но­го кон­тро­ля! — вос­клик­ну­ла Бел­ка. — Зна­ет пра­ви­ло, но не может его применить!

Клиническая картина: Портрет без дирижера

Вла­ди­мир Его­ро­вич допол­нил картину:
— Пред­ставь­те паци­ент­ку-бел­ку, кото­рая вме­сто того что­бы делать запа­сы на зиму, весь день пере­би­ра­ет один и тот же орех, не в силах при­сту­пить к сле­ду­ю­ще­му. Или ено­та, кото­рый начи­на­ет сти­рать, но бро­са­ет пол­кор­зи­ны, пото­му что уви­дел бле­стя­щую пуговицу.

Практическое значение: От диагностики к помощи

— Пони­ма­ние лоб­но­го син­дро­ма, — под­вел итог Филин, — это ключ к помо­щи тем, чье пове­де­ние ста­ло неуправ­ля­е­мым. Мы учим­ся не про­сто ста­пить диа­гноз, а нахо­дить спо­со­бы ком­пен­са­ции нару­шен­ных функций.

После лекции: Новое понимание

Вый­дя из ауди­то­рии, маги­стран­ты по-ново­му смот­ре­ли друг на друга.
— Теперь я пони­маю, — ска­за­ла Бел­ка, — поче­му неко­то­рые мои пла­ны ино­гда «зави­са­ют». Это же мик­ро­про­яв­ле­ния лоб­ной недостаточности!
— А мое стрем­ле­ние все систе­ма­ти­зи­ро­вать, — доба­вил Енот, — воз­мож­но, ком­пен­са­тор­ный механизм?
— А я… — Хома задум­чи­во смот­рел на свои лап­ки. — Кажет­ся, я нашел объ­яс­не­ние сво­ей импуль­сив­ной пани­ке. Это же чистый лоб­ный симптом!

Вла­ди­мир Его­ро­вич наблю­дал за ними с теп­лой улыб­кой. Его чаш­ка сего­дня буд­то нашеп­ты­ва­ла: «Най­ти общий язык с соб­ствен­ным моз­гом – вот глав­ная победа».

Инте­рес­но, — раз­мыш­лял он, — сего­дня они видят син­дро­мы в зер­ка­ле соб­ствен­но­го пове­де­ния. А зав­тра это зна­ние помо­жет им вер­нуть дру­гим утра­чен­ный кон­троль над сво­ей жизнью.

А впе­ре­ди их жда­ла новая тема – височ­ный син­дром, где пред­сто­я­ло погру­зить­ся в тай­ны памя­ти и слу­хо­во­го вос­при­я­тия. Но это уже была дру­гая исто­рия, не менее захва­ты­ва­ю­щая и пол­ная открытий.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх