ТАТ: Когда картины рассказывают истории.
После освоения языка чернильных пятен Роршаха, где главным было увидеть образ в абстракции, магистрантов Владимира Егоровича ждал новый поворот. Если тест Роршаха можно было сравнить с поэзией — лаконичной и многозначной, то новая методика требовала умения сочинять прозу. Настало время Тематического апперцептивного теста (ТАТ), где предстояло перейти от отдельных образов к целостным историям, от мгновенных проекций — к развёрнутым нарративам.
В аудитории царила атмосфера творческого оживления. На столах лежали папки с неоднозначными изображениями, каждое из которых хранило десятки возможных сюжетов.
Теория: Искусство рассказчика
Профессор Филин начал занятие, показывая первую карточку с изображением задумчивого юного существа.
— Коллеги, — обратился он к студентам, — Генри Мюррей, создатель методики, исходил из простой, но гениальной идеи: столкнувшись с неоднозначной ситуацией, мы наполняем её собственным содержанием. Наши потребности, конфликты, страхи — всё это становится топливом для сюжета.
Белка, уже подготовившая цветные закладки для классификации карточек, уточнила:
— То есть, в отличие от Роршаха, где мы работаем с первичными образами, здесь мы анализируем целостные истории? Их структуру, развитие сюжета, характеры?
— Именно! — кивнул Филин. — Мы обращаем внимание на героя — с кем из персонажей испытуемый себя идентифицирует; потребности и преграды в истории; исход — разрешается ли конфликт. Всё это — элементы проекции.
Практика: Рождение сюжетов
Карточка 1: Фигура со скрипкой
Еноту показали изображение молодого персонажа, смотрящего на скрипку.
— Вижу перспективного музыканта, — начал он. — Он составляет график занятий на ближайшие три месяца. Структура ежедневных тренировок позволит добиться значительного прогресса…
— Характерно! — прокомментировал Владимир Егорович. — Герой — организованный деятель. Потребность — в порядке и эффективности. Конфликт минимален, так как всё поддаётся планированию.
Карточка 13G: Фигура на кровати
Белке досталась карточка с изображением фигуры, лежащей в полумраке.
— Это исследователь, — уверенно начала она. — Он только что совершил открытие, но сейчас переживает творческий кризис. Через три часа он встанет и оптимизирует свой рабочий процесс…
— Интересный защитный механизм, — заметил профессор Филин. — Даже в ситуации упадка проецируется активность и контроль.
Карточка 12F: Портрет пожилой особы
Хома, взглянув на изображение, оживился:
— Это известный диагност! Он только что обнаружил симптом… нет, целый синдром! Но его не слушают коллеги! Нужно срочно провести дополнительные исследования, собрать консилиум…
— Типичная проекция профессиональной тревоги, — мягко сказал Владимир Егорович. — Герой — борец с несправедливостью, потребность — в признании и безопасности.
Анализ: Между строк и сюжетов
Когда истории были записаны, студенты приступили к анализу.
— Обратите внимание, — говорил профессор Филин, — как повторяются темы. У Енота — систематизация, у Белки — оптимизация, у Хомы — гипердиагностика. Это не случайность, а отпечаток личности.
— Согласно статистике, — добавил Енот, изучая протоколы, — 85% наших историй содержат тему преодоления препятствий через планирование.
— Это называется — стиль совладания, — улыбнулся Владимир Егорович. — Вы проецируете свои сильные стороны даже в неопределённых ситуациях.
После лекции: Истории как откровение
Выйдя из аудитории, магистранты делились впечатлениями.
— Знаете, — задумчиво сказала Белка, — эти истории оказались честнее любых анкет. Мы сами, того не ведая, выложили все свои стратегии и страхи.
— А я насчитал семь повторяющихся сюжетных линий, — добавил Енот. — Теперь нужно составить их классификацию.
— А я… — Хома впервые за долгое время смотрел на свои страхи как на интересный сюжет, а не как на приговор.
Владимир Егорович наблюдал за ними, попивая вечерний чай. Его чашка сегодня будто нашептывала: «Каждая рассказанная история — это ключ к двери, которую мы не решались открыть».
Любопытно, — размышлял он, — сегодня они учились слышать за рассказами — судьбы, а за сюжетами — жизненные сценарии. А завтра это умение поможет им переписать те истории, что приносят боль.
А впереди магистрантов ждало знакомство с рисуночными методиками, где предстояло перейти от слов к образам, созданным своими лапками. Но это была уже следующая история.