Почему идея не всегда гениальна

Рас­строй­ства мыш­ле­ния. Бред и навяз­чи­во­сти: или поче­му идея не все­гда гениальна

После того как сту­ден­ты Лес­но­го меди­цин­ско­го разо­бра­лись с рас­строй­ства­ми вос­при­я­тия, осво­и­ли азы диа­гно­сти­ки и научи­лись ори­ен­ти­ро­вать­ся в лаби­рин­те кодов МКБ-10, Вла­ди­мир Его­ро­вич объ­явил о пере­хо­де к новой, ещё более слож­ной теме. Им пред­сто­я­ло погру­зить­ся в мир «Рас­стройств мыш­ле­ния», что­бы нако­нец-то понять, где закан­чи­ва­ет­ся гени­аль­ная идея и начи­на­ет­ся бред, а так­же поче­му навяз­чи­вые мыс­ли так похо­жи на незва­ных гостей, кото­рые забы­ли доро­гу домой.

Когда мысль идет по кривой тропинке

Про­фес­сор Филин начал лек­цию с демон­стра­ции запу­тан­но­го клуб­ка ниток, кото­рый он дер­жал в крыле.

— Кол­ле­ги, — ска­зал он, — сего­дня мы будем гово­рить о том, как мыс­ли могут запу­тать­ся силь­нее, чем этот клу­бок. Когда логи­ка усту­па­ет место бре­ду, а разум — навязчивостям.

Хома немед­лен­но под­нял лапку:
— Про­фес­сор! А если я посто­ян­но думаю, что забыл выклю­чить пли­ту? Хотя у меня её даже нет! Это уже бред?

— Кол­ле­га Хома, — пока­чал голо­вой Филин, — это ско­рее навяз­чи­вая мысль. Но если бы вы были уве­ре­ны, что пли­ту вклю­чи­ли ино­пла­не­тяне — вот это был бы бред.

Практикум: Дифференциальная диагностика — где бред, а где просто странность

На прак­ти­че­ском заня­тии Сова раз­да­ла сту­ден­там новые кли­ни­че­ские случаи.
— Слу­чай пер­вый, — объ­яви­ла она. — Бобёр уве­рен, что его пло­ти­ну стро­ит кто-то дру­гой, хотя все дока­за­тель­ства ука­зы­ва­ют на него самого.

— Бред рев­но­сти! — сра­зу опре­де­лил Енот, све­ря­ясь со сво­и­ми таб­ли­ца­ми. — F22.0!

— Подо­жди­те, — вме­ша­лась Бел­ка. — А может, у него про­сто про­бле­мы с памя­тью? Или это деменция?

Вла­ди­мир Его­ро­вич, наблю­дав­ший за дис­кус­си­ей, мяг­ко напра­вил беседу:
— Кол­ле­ги, а вы спро­си­те, не нахо­дил ли он рядом с пло­ти­ной чужие сле­ды? Не слы­шал ли ночью подо­зри­тель­ные зву­ки? Бред все­гда име­ет свою, хоть и иска­жён­ную, логику.

Клинический разбор: Случай Ёжика-реформатора

Осо­бен­но инте­рес­ным ока­зал­ся раз­бор слу­чая Ёжи­ка, кото­рый тре­бо­вал немед­лен­но пере­кра­сить все поло­сы у зебр в клет­ку, «что­бы вос­ста­но­вить кос­ми­че­ский порядок».

— Это же бре­до­об­ра­зо­ва­ние! — вос­клик­нул Хома. — Идея рефор­ми­ро­ва­ния с бре­до­вой основой!
— А может, это мани­а­каль­ный эпи­зод? — заду­ма­лась Бел­ка. — Он же про­яв­ля­ет повы­шен­ную актив­ность и неадек­ват­ный энтузиазм!
— По-мое­му, это F25 — шизо­аф­фек­тив­ное рас­строй­ство! — уве­рен­но заклю­чил Енот, све­ря­ясь со сво­и­ми таблицами.

Про­фес­сор Филин выслу­шал все вер­сии и заключил:
— Ино­гда то, что кажет­ся бре­дом, на повер­ку ока­зы­ва­ет­ся… пло­хо про­ду­ман­ным биз­нес-про­ек­том. Все­гда про­ве­ряй­те, не пыта­ет­ся ли паци­ент полу­чить на этой идее грант.

Мысль требует проверки

К кон­цу заня­тия сту­ден­ты сде­ла­ли важ­ные выводы:

— Теперь я пони­маю, — ска­за­ла Бел­ка, — что бред — это не про­сто стран­ная идея. Это целая систе­ма, кото­рая не под­да­ёт­ся разубеждению.
— А навяз­чи­вые мыс­ли, — доба­вил Енот, — это как назой­ли­вая мело­дия, кото­рая посто­ян­но кру­тит­ся в голове.
— Я, кажет­ся, начал пони­мать раз­ни­цу! — обра­до­вал­ся Хома. — Теперь, когда мне при­дёт в голо­ву, что у меня ред­кая болезнь, я сна­ча­ла про­ве­рю, не навяз­чи­вая ли это идея!

Вла­ди­мир Его­ро­вич одоб­ри­тель­но улыбнулся:
— Заме­ча­тель­ный про­гресс, кол­ле­ги. Помни­те: хоро­ший пси­хи­атр отли­ча­ет бре­до­вую систе­му от твор­че­ско­го мыш­ле­ния, а навяз­чи­вость — от про­стой привычки.

На сле­ду­ю­щем заня­тии их жда­ла не менее инте­рес­ная тема — «Эмо­ци­о­наль­но-воле­вые рас­строй­ства», где пред­сто­я­ло разо­брать­ся, где закан­чи­ва­ет­ся лень и начи­на­ет­ся абу­лия. Но это была уже совсем дру­гая история.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх