Почему мозг иногда выбирает особые пути роста

Рас­строй­ства ней­ро­раз­ви­тия: аутизм, СДВГ, или Поче­му мозг ино­гда выби­ра­ет осо­бые пути роста.

В Лес­ном меди­цин­ском цари­ла осо­бая атмо­сфе­ра. После слож­ных тем клас­си­фи­ка­ций сту­ден­ты с облег­че­ни­ем пере­клю­чи­лись на более кон­крет­ную и, как каза­лось, понят­ную тему. Бел­ка раз­ло­жи­ла цвет­ные схе­мы раз­ви­тия нерв­ной систе­мы, Енот под­го­то­вил срав­ни­тель­ные таб­ли­цы диа­гно­сти­че­ских кри­те­ри­ев. А Хома с любо­пыт­ством раз­мыш­лял, мож­но ли счи­тать его ипо­хон­дрию рас­строй­ством нейроразвития.

Вла­ди­мир Его­ро­вич, устро­ив­шись в сво­ем при­выч­ном углу с чаш­кой чая, с осо­бым вни­ма­ни­ем наблю­дал за под­го­тов­кой сту­ден­тов. Он хоро­шо пони­мал, что тема рас­стройств ней­ро­раз­ви­тия — это не про­сто еще одна гла­ва учеб­ни­ка. Это воз­мож­ность по-ново­му взгля­нуть на то, как фор­ми­ру­ет­ся мозг и пове­де­ние. В сво­ей прак­ти­ке он не раз встре­чал­ся с паци­ен­та­ми, чьи осо­бен­но­сти обу­че­ния и обще­ния тре­бо­ва­ли осо­бо­го понимания.

Когда развитие идет по уникальному сценарию

Появ­ле­ние про­фес­со­ра Фили­на с необыч­ны­ми визу­а­ли­за­ци­я­ми моз­го­вых струк­тур сра­зу при­влек­ло все­об­щее внимание.

— Кол­ле­ги, — начал он, ука­зы­вая на слож­ные ней­рон­ные свя­зи на экране, — если преды­ду­щие заня­тия были посвя­ще­ны тому, как мы клас­си­фи­ци­ру­ем рас­строй­ства, то сего­дня мы пого­во­рим о том, как они фор­ми­ру­ют­ся. Рас­строй­ства ней­ро­раз­ви­тия — это не то, что «при­об­ре­та­ет­ся», а то, что закла­ды­ва­ет­ся на самых ран­них эта­пах раз­ви­тия нерв­ной систе­мы. Это осо­бые пути фор­ми­ро­ва­ния моз­га, кото­рые тре­бу­ют осо­бо­го понимания.

Аутизм: разный мозг — разное восприятие мира

— Пред­ставь­те, — про­фес­сор пока­зал на схе­му сен­сор­ной обра­бот­ки инфор­ма­ции, — что мозг каж­до­го из нас — это уни­каль­ная опе­ра­ци­он­ная систе­ма. Мозг с аути­сти­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми рабо­та­ет на дру­гой «опе­ра­ци­он­ной систе­ме», с дру­ги­ми настрой­ка­ми вос­при­я­тия, обра­бот­ки сен­сор­ной инфор­ма­ции и соци­аль­но­го взаимодействия.

Бел­ка вни­ма­тель­но изу­ча­ла диа­гно­сти­че­ские критерии:
— То есть, когда паци­ент избе­га­ет зри­тель­но­го кон­так­та и повто­ря­ет одни и те же дви­же­ния — это не нару­ше­ние пове­де­ния, а осо­бен­ность рабо­ты его нерв­ной системы?

— Имен­но так, — кив­нул Филин. — И здесь важ­но пони­мать: совре­мен­ная нау­ка ото­шла от раз­де­ле­ния на «высо­ко­функ­ци­о­наль­ный» и «низ­ко­функ­ци­о­наль­ный» аутизм. Мы гово­рим о спек­тре — о мно­же­стве раз­лич­ных про­яв­ле­ний, где каж­дый слу­чай уникален.

СДВГ: мозг, который живет в режиме многозадачности

— А теперь пред­ставь­те дру­гой сце­на­рий, — про­фес­сор пере­клю­чил слайд на изоб­ра­же­ние систе­мы вни­ма­ния. — Мозг с СДВГ похож на мощ­ный ком­пью­тер, кото­рый пыта­ет­ся одно­вре­мен­но запу­стить слиш­ком мно­го про­грамм. Вни­ма­ние посто­ян­но пере­клю­ча­ет­ся, импуль­сив­ность пре­об­ла­да­ет над обду­мы­ва­ни­ем, а потреб­ность в дви­же­нии ста­но­вит­ся физио­ло­ги­че­ской необходимостью.

Хома неволь­но ерз­нул на стуле:
— Про­фес­сор, а это… это нор­маль­но — ино­гда чув­ство­вать себя в колесе?

— В опре­де­лен­ной сте­пе­ни — да, — улыб­нул­ся Филин. — Но когда это серьез­но меша­ет уче­бе, рабо­те, соци­аль­ной жиз­ни — мы гово­рим о рас­строй­стве. Кста­ти, СДВГ часто сохра­ня­ет­ся и у взрос­лых, про­сто про­яв­ля­ет­ся иначе.

Диагностика: искусство различать особенности и нарушения

Вла­ди­мир Его­ро­вич мяг­ко вме­шал­ся в дискуссию:
— Кол­ле­ги, помни­те: нали­чие отдель­ных черт — еще не диа­гноз. У мно­гих из нас есть эле­мен­ты импуль­сив­но­сти или сен­сор­ных осо­бен­но­стей. Диа­гноз ста­вит­ся толь­ко когда эти осо­бен­но­сти зна­чи­тель­но нару­ша­ют функ­ци­о­ни­ро­ва­ние в несколь­ких сфе­рах жизни.

Енот скру­пу­лез­но све­рял­ся с диа­гно­сти­че­ски­ми критериями:

— Соглас­но DSM‑5, для диа­гно­за СДВГ необ­хо­ди­мо нали­чие симп­то­мов до 12 лет. И их про­яв­ле­ние в двух и более ситуациях…

— То есть дома и в учеб­ной обста­нов­ке? — уточ­ни­ла Белка.

— Совер­шен­но вер­но, — под­твер­дил Филин.

Современный подход: от патологии к нейроразнообразию

— Важ­но пони­мать, — про­дол­жил про­фес­сор, — что совре­мен­ная нау­ка все боль­ше ухо­дит от кон­цеп­ции «пато­ло­гии» в отно­ше­нии ней­ро­раз­ви­тия. Мы гово­рим о раз­ных вари­ан­тах рабо­ты нерв­ной систе­мы. Каж­дый из кото­рых име­ет свои силь­ные и сла­бые стороны.

Бел­ка задум­чи­во пере­би­ра­ла свои цвет­ные стикеры:

— То есть, когда мы видим паци­ен­та, кото­рый не может уси­деть на месте, но при этом заме­ча­ет малей­шие дета­ли — мы долж­ны видеть не толь­ко про­бле­му, но и потенциал?

— Имен­но! — обра­до­вал­ся Филин. — Аутич­ный ум может про­яв­лять неве­ро­ят­ную кон­цен­тра­цию и вни­ма­ние к дета­лям. А СДВГ-мозг — выда­ю­щу­ю­ся кре­а­тив­ность в реше­нии нестан­дарт­ных задач.

Искусство видеть индивидуальность за особенностями

К кон­цу пары сту­ден­ты по-ново­му смот­ре­ли на схе­мы ней­рон­ных связей.

— Зна­чит, — под­ве­ла итог Бел­ка, — наша зада­ча — не «выле­чить» эти осо­бен­но­сти. А помочь най­ти им при­ме­не­ние в жизни?

— В точ­ку! — кив­нул Филин. — Мы не бьем­ся над тем, что­бы пере­де­лать мозг. Мы помо­га­ем ему мак­си­маль­но эффек­тив­но исполь­зо­вать свои уни­каль­ные настройки.

Хома с новым пони­ма­ни­ем смот­рел на свои конспекты:

— А моя ипо­хон­дрия… это тоже осо­бен­ность нейроразвития?

— Ско­рее осо­бен­ность обра­бот­ки сен­сор­ных сиг­на­лов, — уточ­нил Вла­ди­мир Его­ро­вич. — Но об этом мы пого­во­рим на сле­ду­ю­щих занятиях.

Енот уже стро­ил пла­ны исследований:

— Соглас­но ана­ли­зу, необ­хо­ди­мо раз­ра­бо­тать инди­ви­ду­аль­ные обра­зо­ва­тель­ные марш­ру­ты для паци­ен­тов с раз­ны­ми типа­ми ней­ро­раз­ви­тия. Опти­маль­ный под­ход — соче­та­ние пове­ден­че­ских мето­дов и адап­та­ции среды.

Когда сту­ден­ты выхо­ди­ли из ауди­то­рии, Вла­ди­мир Его­ро­вич с осо­бой теп­ло­той наблю­дал за ними. Его чаш­ка сего­дня напо­ми­на­ла: «Самая важ­ная адап­та­ция — это адап­та­ция наше­го понимания».

А впе­ре­ди их жда­ла не менее слож­ная тема — шизо­фре­ния и дру­гие пси­хо­ти­че­ские рас­строй­ства, где пред­сто­я­ло столк­нуть­ся с самы­ми зага­доч­ны­ми про­яв­ле­ни­я­ми рабо­ты пси­хи­ки. Но это была уже совсем дру­гая история…

Корзина для покупок
Прокрутить вверх