Почему мы всюду видим отголоски самих себя

Фено­мен про­ек­ции – поче­му мы всю­ду видим отго­лос­ки самих себя.

После точ­ных цифр теста Вексле­ра и стро­гих син­дро­мов ней­ро­пси­хо­ло­гии в Лес­ном меди­цин­ском насту­пи­ла пора насто­я­щей магии. Маги­стран­ты Вла­ди­ми­ра Его­ро­ви­ча пере­шли от изу­че­ния того, что мож­но изме­рить и посчи­тать, к само­му зага­доч­но­му раз­де­лу пси­хо­ло­гии — про­ек­тив­ным мето­ди­кам. Если рань­ше они рабо­та­ли с кар­та­ми моз­га, то теперь им пред­сто­я­ло научить­ся читать кар­ты бессознательного.

Воз­дух в ауди­то­рии был напол­нен аро­ма­том све­жей аква­ре­ли, вос­ко­вых мел­ков и чего-то неуло­ви­мо­го — слов­но сама ком­на­та гото­ви­лась к встре­че с самы­ми пота­ён­ны­ми угол­ка­ми психики.

Теория: Зеркало, обращённое внутрь

Про­фес­сор Филин начал заня­тие необыч­но — поста­вив на кафед­ру ста­рин­ную вазу с при­чуд­ли­вы­ми разводами.
— Кол­ле­ги, — про­из­нёс он, — посмот­ри­те на эту вазу и ска­жи­те, что вы видите.

Бел­ка тут же откликнулась:
— Я вижу нару­шен­ную гео­мет­рию. Линии идут под углом 45 гра­ду­сов, но здесь узор пре­ры­ва­ет­ся — веро­ят­но, тех­но­ло­ги­че­ский брак.

Енот доба­вил:
— Если рас­смат­ри­вать с искус­ство­вед­че­ской точ­ки зре­ния, это типич­ный обра­зец ран­не­го модер­на. Я насчи­тал семь основ­ных эле­мен­тов композиции.

Хома же мол­ча раз­гля­ды­вал вазу, и его усы трепетали.
— Мне кажет­ся… это похо­же на застыв­шую бит­ву, — про­шеп­тал он. — Два при­зра­ка сра­жа­ют­ся в облаках…

Про­фес­сор одоб­ри­тель­но кивнул.
— Вы толь­ко что про­де­мон­стри­ро­ва­ли фун­да­мен­таль­ный пси­хо­ло­ги­че­ский фено­мен — про­ек­цию! Но давай­те раз­бе­рём­ся, что сто­ит за этим поня­ти­ем, выхо­дя­щим дале­ко за рам­ки быто­во­го «мне показалось».

Теория: От Фрейда до современных трактовок

— Кол­ле­ги, — про­фес­сор Филин сде­лал пау­зу, обво­дя ауди­то­рию взгля­дом, — явле­ние про­ек­ции не было откры­то пси­хо­ло­га­ми. О нём зна­ли ещё древ­ние фило­со­фы, гово­рив­шие, что чело­век судит о дру­гих по себе. Но в науч­ный оби­ход этот тер­мин ввёл Зиг­мунд Фрейд, и имен­но его пони­ма­ние лег­ло в осно­ву про­ек­тив­ных методов.

Бел­ка, не отры­ва­ясь, конспектировала.
— Про­фес­сор, то есть Фрейд рас­смат­ри­вал про­ек­цию преж­де все­го как защит­ный механизм?
— Вер­но, кол­ле­га! — Филин подо­шел к дос­ке. — Клас­си­че­ская пси­хо­ана­ли­ти­че­ская тео­рия опи­сы­ва­ет про­ек­цию как про­цесс, в ходе кото­ро­го инди­ви­ду­ум при­пи­сы­ва­ет соб­ствен­ные непри­ем­ле­мые мыс­ли, чув­ства и импуль­сы внеш­ним объ­ек­там или дру­гим людям. Таким обра­зом, внут­рен­ний кон­фликт пре­вра­ща­ет­ся во внеш­ний, что сни­жа­ет тревогу.

Енот под­нял лап­ку, све­ря­ясь с учебником.
— Но ведь совре­мен­ная пси­хо­ло­гия ото­шла от чисто защит­ной функ­ции? В лите­ра­ту­ре упо­ми­на­ет­ся так­же про­ек­ция как спо­соб позна­ния мира.
— Бле­стя­щее заме­ча­ние! — карк­нул Филин. — Дей­стви­тель­но, такие авто­ры, как Лоуренс Франк, рас­ши­ри­ли это поня­тие. Он рас­смат­ри­вал про­ек­цию как фун­да­мен­таль­ный спо­соб, кото­рым наша пси­хи­ка струк­ту­ри­ру­ет и осмыс­ли­ва­ет неопре­де­лён­ные сти­му­лы. Мы не про­сто защи­ща­ем­ся — мы наде­ля­ем смыс­лом аморф­ную реаль­ность, исполь­зуя для это­го мате­ри­ал соб­ствен­но­го опы­та, памя­ти и эмо­ций. Это твор­че­ский акт!

Ключевые характеристики проекции

— Давай­те выде­лим основ­ные чер­ты это­го фено­ме­на, — про­дол­жил про­фес­сор, запи­сы­вая на дос­ке. — Во-пер­вых, бес­со­зна­тель­ность. Мы не осо­зна­ём, что про­еци­ру­ем. Во-вто­рых, изби­ра­тель­ность. Мы про­еци­ру­ем не всё под­ряд, а имен­но то, что для нас зна­чи­мо и заря­же­но эмо­ци­о­наль­но. И в‑третьих, сим­во­лич­ность. Содер­жа­ние бес­со­зна­тель­но­го выра­жа­ет­ся не пря­мо, а через сим­во­лы и метафоры.

Хома, до это­го мол­чав­ший, встре­во­жен­но поше­ве­лил усами.
— Про­фес­сор, а если… если я посто­ян­но вижу в слу­чай­ных узо­рах при­зна­ки болез­ней… это тоже проекция?
— Пре­крас­ный при­мер для ана­ли­за, кол­ле­га Хома! — Филин повер­нул­ся к нему. — Да, это мож­но рас­смат­ри­вать как про­ек­цию вашей ипо­хон­дри­че­ской тре­во­ги. Ваше бес­со­зна­тель­ное, оза­бо­чен­ное темой здо­ро­вья, исполь­зу­ет внеш­ние сти­му­лы, что­бы «мате­ри­а­ли­зо­вать» и про­ра­бо­тать внут­рен­ний страх. Зада­ча про­ек­тив­ных мето­дик — сде­лать этот про­цесс види­мым и, сле­до­ва­тель­но, доступ­ным для пони­ма­ния и терапии.

Почему это работает? Основной принцип проективных методик

— Струк­ту­ра любо­го про­ек­тив­но­го теста, — объ­яс­нил Вла­ди­мир Его­ро­вич, под­клю­ча­ясь к бесе­де, — стро­ит­ся на неопре­де­лён­но­сти сти­му­ла. Неод­но­знач­ное пят­но, неза­вер­шён­ное пред­ло­же­ние, чистый лист бума­ги для рисун­ка — всё это «экран», на кото­рый чело­век про­еци­ру­ет своё внут­рен­нее содер­жа­ние. Чем менее струк­ту­ри­ро­ван сти­мул, тем глуб­же и искрен­нее будет про­ек­ция. Мы не спра­ши­ва­ем: «Что вас тре­во­жит?» — мы пред­ла­га­ем рас­ска­зать исто­рию о кляк­се. И в этой исто­рии мы услы­шим прав­ду, кото­рую невоз­мож­но полу­чить пря­мым вопросом.

Практикум: Первые шаги в неизведанное

Вла­ди­мир Его­ро­вич раз­дал сту­ден­там листы с абстракт­ны­ми пят­на­ми, создан­ны­ми из осен­них листьев и ягод­но­го сока.

Енот, изу­чив своё пят­но, заявил:
— Я вижу чёт­кую струк­ту­ру, напо­ми­на­ю­щую схе­му мет­ро. Здесь пере­са­доч­ные узлы, здесь — коль­це­вая линия…

Бел­ка добавила:
— А я вижу систе­му вза­и­мо­свя­зан­ных тон­не­лей. Воз­мож­но, это модель опти­маль­но­го рас­пре­де­ле­ния ресурсов.

Хома же дол­го мол­чал, раз­гля­ды­вая пятно.
— Это похо­же на раз­би­тое серд­це… — нако­нец ска­зал он. — Или на ста­рый шрам…

Вла­ди­мир Его­ро­вич, наблю­дая за ними, прокомментировал:
— Вы толь­ко что созда­ли кар­ты сво­их бес­со­зна­тель­ных миров. Кто-то видит поря­док и систе­му, кто-то — боль и дра­му. И всё это — части вас самих.

После лекции: В начале пути

Вый­дя из ауди­то­рии, сту­ден­ты были задумчивы.

— Зна­ешь, — ска­за­ла Бел­ка, — в этих кляк­сах ока­за­лось боль­ше смыс­ла, чем в поло­вине наших таблиц.
— Соглас­но моим рас­чё­там, — доба­вил Енот, — интер­пре­та­ция про­ек­тив­ных мето­дик тре­бу­ет учё­та как мини­мум 15 пере­мен­ных. Нуж­но будет соста­вить схему…
— А я… — Хома впер­вые за дол­гое вре­мя думал не о симп­то­мах, а о тай­нах соб­ствен­но­го бессознательного.

Вла­ди­мир Его­ро­вич, остав­шись в каби­не­те, смот­рел на вазу, вызвав­шую столь­ко раз­ных ассо­ци­а­ций. Его чаш­ка сего­дня буд­то нашеп­ты­ва­ла: «Самое слож­ное — раз­гля­деть в дру­гом то, что при­над­ле­жит тебе самому».

Любо­пыт­но, — раз­мыш­лял он, — сего­дня они учи­лись читать кар­ты бес­со­зна­тель­но­го в бес­фор­мен­ных пят­нах. А зав­тра это уме­ние помо­жет им понять тех, чьи миры скры­ты за самы­ми обыч­ны­ми словами.

А впе­ре­ди их жда­ло зна­ком­ство с самой зна­ме­ни­той про­ек­тив­ной мето­ди­кой — тестом Рор­ша­ха, где пред­сто­я­ло научить­ся не про­сто фан­та­зи­ро­вать, а пони­мать стро­гий язык клякс. Но это была уже сле­ду­ю­щая исто­рия.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх