Тайны звуков и воспоминаний

Височ­ный син­дром: Тай­ны зву­ков и воспоминаний.

После деталь­но­го изу­че­ния лоб­но­го син­дро­ма, где маги­стран­ты раз­би­ра­лись с полом­ка­ми в глав­ном команд­ном пунк­те, наста­ла оче­редь погру­зить­ся в более тон­кие и зага­доч­ные меха­низ­мы. Если лоб­ные доли мож­но было срав­нить с дири­жё­ром, то височ­ные пред­сто­я­ло иссле­до­вать как самый надёж­ный архив и чув­стви­тель­ную зву­ко­за­пи­сы­ва­ю­щую сту­дию моз­га. Новая лек­ция была посвя­ще­на височ­но­му син­дро­му и нару­ше­ни­ям памя­ти и слу­хо­ре­че­во­го восприятия.

В ауди­то­рии пах­ло ста­ры­ми фоли­ан­та­ми и све­жей вос­ко­вой пас­той для ушей — послед­нее вызва­ло лёг­кую пани­ку у Хомы, решив­ше­го, что это новый метод аудиодиагностики.

Теория: Хранилище мелодий и смыслов

— Кол­ле­ги, — начал про­фес­сор Филин, погла­жи­вая коре­шок учеб­ни­ка, — если лоб­ные доли дири­жи­ру­ют оркест­ром пси­хи­ки, то височ­ные — хра­нят пар­ти­ту­ры и настра­и­ва­ют слух. Здесь живут наши вос­по­ми­на­ния, здесь рож­да­ет­ся пони­ма­ние речи и музы­каль­ных гар­мо­ний. Пора­же­ние это­го участ­ка — и мир теря­ет не толь­ко зву­ки, но и их смысл.

Бел­ка, уже рас­чер­тив­шая в блок­но­те схе­му височ­ной доли, под­ня­ла лапку:
— То есть, если паци­ент слы­шит речь, но не пони­ма­ет её, как буд­то это ино­стран­ный язык — это нару­ше­ние пер­вич­но­го слу­хо­во­го восприятия?

— Не совсем, кол­ле­га! — попра­вил Филин. — При височ­ном син­дро­ме ухо слы­шит иде­аль­но. Про­бле­ма в том, что мозг не может рас­шиф­ро­вать услы­шан­ное в сло­ва и смыс­лы. Это аку­сти­ко-гно­сти­че­ское расстройство.

Диагностика: Когда звуки теряют имена

Проба на слухоречевую память

Ено­ту зачи­та­ли десять не свя­зан­ных меж­ду собой слов. После пер­во­го про­чте­ния он уве­рен­но повто­рил восемь.

— Отлич­но! — похва­ли­ла Бел­ка, веду­щая протокол.

— Не торо­пи­тесь, — оста­но­вил её Филин. — Кол­ле­га Енот, повто­ри­те, пожа­луй­ста, эти сло­ва через пять минут, пока мы будем запол­нять анкету.

Когда вре­мя вышло, Енот смог вспом­нить лишь три сло­ва, при­чем два из них были ошибочными.

— Вот он — син­дром модаль­но-неспе­ци­фи­че­ско­го нару­ше­ния памя­ти! — вос­клик­нул Филин. — Инфор­ма­ция усва­и­ва­ет­ся, но не задер­жи­ва­ет­ся в хранилище!

Проба на понимание сложных инструкций

Хоме дали зада­ние: «Дотронь­тесь левой лап­кой до пра­во­го уха, когда я хлоп­ну два раза, но толь­ко если перед этим про­зву­чал звонок».
После пер­во­го же хлоп­ка Хома вско­чил и начал одно­вре­мен­но дотра­ги­вать­ся до обо­их ушей.

— Дефи­цит слу­хо­ре­че­во­го ана­ли­за! — кон­ста­ти­ро­вал Филин. — Инструк­ция вос­при­ни­ма­ет­ся как набор зву­ков, а не как после­до­ва­тель­ность команд.

Клиническая картина: Мир без смыслов

Вла­ди­мир Его­ро­вич допол­нил объ­яс­не­ние живы­ми примерами:

— Пред­ставь­те соро­ку, кото­рая слы­шит своё имя, но не обо­ра­чи­ва­ет­ся, пото­му что для неё это про­сто шум. Или мед­ве­дя, кото­рый не может най­ти путь к сво­е­му дуп­лу, пото­му что не пом­нит ори­ен­ти­ры. Их мир ста­но­вит­ся набо­ром раз­роз­нен­ных ощу­ще­ний без про­шло­го и логи­че­ских связей.

Практическое значение: Возвращение голосов и воспоминаний

— Пони­ма­ние височ­но­го син­дро­ма, — под­вёл итог про­фес­сор Филин, — поз­во­ля­ет нам не про­сто диа­гно­сти­ро­вать, а воз­вра­щать паци­ен­там связь с миром. Мы учим­ся зано­во выстра­и­вать мосты меж­ду зву­ком и смыс­лом, меж­ду собы­ти­ем и памя­тью о нём.

После лекции: Вслушиваясь в тишину

Вый­дя из ауди­то­рии, маги­стран­ты не спе­ши­ли рас­хо­дить­ся, обсуж­дая услышанное.

— Теперь я пони­маю, — ска­за­ла Бел­ка, — поче­му неко­то­рые так пло­хо запо­ми­на­ют инструк­ции. Воз­мож­но, дело не в невни­ма­тель­но­сти, а в рабо­те височ­ных систем!

— А мое уме­ние запо­ми­нать слож­ные марш­ру­ты, — доба­вил Енот, — это, полу­ча­ет­ся, резуль­тат хоро­шей про­стран­ствен­ной памя­ти, за кото­рую тоже отве­ча­ют височ­ные доли?

— А я… — Хома при­тих. — Я ино­гда лов­лю себя на том, что слы­шу соб­ствен­ное имя в шуме вет­ра… Навер­ное, это мои височ­ные доли слиш­ком ста­ра­ют­ся най­ти смысл в слу­чай­ных звуках…

Вла­ди­мир Его­ро­вич наблю­дал за ними, попи­вая чай. Его чаш­ка сего­дня буд­то нашеп­ты­ва­ла: «Ино­гда самое важ­ное — не про­сто услы­шать, а понять, что имен­но ты слышишь».

Любо­пыт­но, — раз­мыш­лял он, — сего­дня они учат­ся слы­шать не толь­ко уша­ми, но и серд­цем. А зав­тра это уме­ние помо­жет им вер­нуть дру­гим радость узна­ва­ния род­ных голо­сов и бес­цен­ных воспоминаний.

А впе­ре­ди их жда­ло новое зна­ком­ство. Им пред­сто­я­ло осво­ить один из самых извест­ных диа­гно­сти­че­ских инстру­мен­тов — тест Вексле­ра. С его помо­щью они будут изме­рять не толь­ко интел­лект, но и уни­каль­ный позна­ва­тель­ный про­филь каж­до­го. Но это была уже сле­ду­ю­щая исто­рия.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх