Виртуальный подопечный с синдромом

Ито­го­вое заня­тие: Вир­ту­аль­ный под­опеч­ный с син­дро­мом «рас­щеп­ле­ния» пси­хи­че­ской деятельности.

Поза­ди оста­лись меся­цы интен­сив­но­го обу­че­ния. От пер­вых шагов в функ­ци­о­наль­ной ана­то­мии моз­га — до вир­ту­оз­но­го вла­де­ния бата­ре­ей Лурия. От рас­шиф­ров­ки про­фи­ля Вексле­ра — до тон­ко­стей лоб­но­го и височ­но­го синдромов.

Маги­стран­ты Вла­ди­ми­ра Его­ро­ви­ча про­шли огром­ный путь. От нович­ков, с тре­пе­том раз­гля­ды­вав­ших схе­мы изви­лин, — к буду­щим спе­ци­а­ли­стам. Теперь они спо­соб­ны за при­чуд­ли­вы­ми симп­то­ма­ми раз­гля­деть чёт­кую ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­скую структуру.

И вот наста­ло вре­мя собрать все полу­чен­ные зна­ния воеди­но. Ито­го­вое заня­тие по напи­са­нию заклю­че­ния. И объ­ек­том иссле­до­ва­ния стал один из самых слож­ных и дра­ма­тич­ных син­дро­мов — син­дром «рас­щеп­ле­ния» пси­хи­че­ской деятельности.

Клиническая картина: Оркестр без дирижёра

В лабо­ра­то­рии цари­ла атмо­сфе­ра пре­дель­ной кон­цен­тра­ции. На сто­лах лежа­ли стоп­ки про­то­ко­лов с пара­док­саль­ны­ми результатами.

— Кол­ле­ги, — начал про­фес­сор Филин, — сего­дня мы столк­ну­лись с уни­каль­ным фено­ме­ном. Наш вир­ту­аль­ный под­опеч­ный демон­стри­ру­ет сохран­ность отдель­ных функ­ций, но пол­ную утра­ту их целе­на­прав­лен­но­го един­ства. Это не про­сто дефи­цит — это рас­пад самой архи­тек­ту­ры сознания.

Бел­ка, изу­чая мате­ри­а­лы, под­ня­ла лапку:
— Про­фес­сор! То есть, мы наблю­да­ем ситу­а­цию, когда отдель­ные когни­тив­ные опе­ра­ции выпол­ня­ют­ся бле­стя­ще, но пол­но­стью отсут­ству­ет их координация?

— Имен­но! — карк­нул Филин. — Пред­ставь­те оркестр, где каж­дый музы­кант — вир­ту­оз, но дири­жёр исчез. Скри­пач игра­ет кон­церт, бара­бан­щик — воен­ный марш. Вме­сто музы­ки — хаос. Это и есть «рас­щеп­ле­ние».

Диагностика: Собираем мозаику распада

Сту­ден­ты скло­ни­лись над про­то­ко­ла­ми вир­ту­аль­но­го паци­ен­та, пыта­ясь раз­га­дать пара­док­саль­ную кар­ти­ну. Перед ними лежа­ли резуль­та­ты уже про­ве­дён­но­го обследования.

Анализ пробы на понимание метафор

Бел­ка зачи­та­ла вслух стро­ку из протокола:
— На пред­ло­же­ние объ­яс­нить посло­ви­цу «Не всё то золо­то, что бле­стит», паци­ент отве­тил: «С хими­че­ской точ­ки зре­ния это утвер­жде­ние абсо­лют­но вер­но. Мно­гие метал­лы и спла­вы обла­да­ют схо­жи­ми опти­че­ски­ми свой­ства­ми, напри­мер, пирит…»
— Види­те? — обра­тил­ся Филин к груп­пе. — Интел­лект и зна­ния сохра­не­ны, но утра­чен соци­аль­ный кон­текст и пере­нос­ный смысл. Мыс­ли­тель­ная дея­тель­ность ушла в побоч­ные, фор­маль­ные ассо­ци­а­ции. Это яркое про­яв­ле­ние резонёрства.

Анализ пробы на целенаправленное действие

Енот, изу­чая дру­гой лист, прокомментировал:
— А здесь — клас­си­че­ский рас­пад про­грам­мы дей­ствия. Паци­ен­ту было дано зада­ние нари­со­вать дом с забо­ром и дере­вом. Он начал с тща­тель­ной про­ри­сов­ки кры­ши, но затем пере­шёл к дета­ли­за­ции забо­ра, а после, вме­сто того что­бы завер­шить ком­по­зи­цию, начал с бота­ни­че­ской точ­но­стью выри­со­вы­вать каж­дый листок на дере­ве, пол­но­стью утра­тив общий замысел.
— Иде­аль­ный при­мер! — вос­клик­ну­ла Бел­ка. — Дей­ствие есть, а целе­по­ла­га­ние и кон­троль отсут­ству­ют. Он «застрял» на отдель­ной операции.

Анализ данных: От симптомов к структуре

Вла­ди­мир Его­ро­вич помо­гал сту­ден­там свя­зать эти раз­роз­нен­ные симп­то­мы в еди­ную картину.
— Обра­ти­те вни­ма­ние, — гово­рил он, — как это резо­нёр­ство соче­та­ет­ся с рас­па­дом про­грам­мы и эмо­ци­о­наль­ной упло­щён­но­стью, отме­чен­ной в дру­гом про­то­ко­ле. Это не слу­чай­ный набор симп­то­мов. Это систем­ный рас­пад, син­дром расщепления.

Енот, све­ря­ясь со сво­и­ми таб­ли­ца­ми, добавил:
— Соглас­но ана­ли­зу, 92% проб демон­стри­ру­ют нару­ше­ния регу­ля­тор­но­го ком­по­нен­та при отно­си­тель­ной сохран­но­сти опе­ра­ци­о­наль­ной сто­ро­ны. Это под­твер­жда­ет нашу гипотезу.

— Бра­во, кол­ле­га! — под­дер­жал Вла­ди­мир Его­ро­вич. — Вы нашли глав­ный нерв это­го син­дро­ма. Когда руки пом­нят все навы­ки, но воля не может дать им вер­ное направление.

Написание заключения: Высший пилотаж

Настал момент созда­ния ито­го­во­го доку­мен­та. Сту­ден­ты кол­лек­тив­но рабо­та­ли над формулировками.
— На осно­ва­нии дан­ных ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния, — дик­то­ва­ла Бел­ка, — выяв­ля­ет­ся син­дром­ный ком­плекс, харак­тер­ный для мас­сив­но­го пора­же­ния лоб­ных отде­лов моз­га с явле­ни­я­ми регу­ля­тор­но­го распада.

— Сле­ду­ет ука­зать, — доба­вил Енот, — на дис­со­ци­а­цию меж­ду отно­си­тель­ной сохран­но­стью отдель­ных когни­тив­ных опе­ра­ций и гру­бым нару­ше­ни­ем целе­на­прав­лен­ной деятельности.

— А ещё, — роб­ко пред­ло­жил Хома, — мож­но напи­сать про «утра­ту един­ства пси­хи­че­ской жиз­ни»? Что­бы под­черк­нуть дра­ма­тизм ситуации…

После занятия: Итоги пути

Когда послед­няя точ­ка была постав­ле­на в заклю­че­нии, воца­ри­лась задум­чи­вая тишина.

— Зна­е­те, — пер­вая нару­ши­ла мол­ча­ние Бел­ка, — теперь я пони­маю, что самое страш­ное — не поте­рять память или речь, а утра­тить себя. Тот стер­жень, кото­рый соби­ра­ет все наши спо­соб­но­сти в еди­ное целое.

— Соглас­но моим рас­че­там, — доба­вил Енот, — для точ­ной диа­гно­сти­ки тако­го слож­но­го син­дро­ма тре­бу­ет­ся одно­вре­мен­ный ана­лиз не менее семи пара­мет­ров дея­тель­но­сти. Теперь я пони­маю, зачем мы изу­ча­ли все эти методики.

— А я… — Хома смот­рел на свои лап­ки с новым пони­ма­ни­ем. — Рань­ше я боял­ся кон­крет­ных симп­то­мов. А теперь… теперь я пони­маю, что глав­ное — это целост­ность. И её поте­ря — вот насто­я­щая болезнь.

Вла­ди­мир Его­ро­вич наблю­дал за ними, попи­вая свой вечер­ний чай. Его чаш­ка сего­дня буд­то нашеп­ты­ва­ла: «Самая слож­ная диа­гно­сти­ка — это уви­деть не отсут­ствие дета­лей, а рас­пад целого».

Любо­пыт­но, — раз­мыш­лял он, — ещё недав­но они виде­ли в моз­ге набор отдель­ных функ­ций. Теперь научи­лись видеть лич­ность. И этот пере­ход от меха­ни­ка к фило­со­фу — луч­шее дока­за­тель­ство их про­фес­си­о­наль­ной зрелости.

А впе­ре­ди маги­стран­тов жда­ло новое, не менее увле­ка­тель­ное путе­ше­ствие — про­ек­тив­ные мето­ди­ки, где пред­сто­я­ло погру­зить­ся в мир сим­во­лов, обра­зов и бес­со­зна­тель­но­го. Но это была уже совсем дру­гая исто­рия.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх