Мир, который обманывает Или нет?

Нару­ше­ния вос­при­я­тия… или Мир, кото­рый обма­ны­ва­ет. Или нет?

В Лес­ном меди­цин­ском насту­пи­ла дол­го­ждан­ная вто­рая сес­сия. Воз­дух, кото­рый ещё недав­но пах сво­бо­дой и ромаш­ко­вым чаем после сдан­ной сес­сии, сно­ва напол­нил­ся напря­жён­ным гулом. Сту­ден­ты Вла­ди­ми­ра Его­ро­ви­ча пере­шли от абстракт­ных пара­дигм к чему-то ося­за­е­мо­му и пуга­ю­ще инте­рес­но­му — к пато­пси­хо­ло­ги­че­ской диагностике.

Пер­вая пара новой дис­ци­пли­ны нача­лась с лек­ции про­фес­со­ра Фили­на, кото­рый, как все­гда, вос­се­дал на кафед­ре с видом вер­хов­но­го жре­ца от психологии.

— Кол­ле­ги, — начал он, обво­дя ауди­то­рию прон­зи­тель­ным взгля­дом, — до сих пор мы изу­ча­ли, как думать о рас­строй­ствах. Сего­дня мы нач­нём изу­чать, что искать. Мы пере­хо­дим от кар­ты мест­но­сти к рас­сле­до­ва­нию на месте пре­ступ­ле­ния. И пер­вое, что мы иссле­ду­ем — это воро­та вос­при­я­тия: как наш мозг видит, слы­шит и чув­ству­ет мир, и что про­ис­хо­дит, когда эти воро­та начи­на­ют нас обманывать.

Нарушения восприятия

Иллюзия

— Иллю­зия, — про­дол­жил Филин, — это как кри­вое зер­ка­ло в ком­на­те сме­ха. Вы види­те реаль­ный объ­ект, но ваш мозг иска­жа­ет его. Вам кажет­ся, что плащ на вешал­ке — это при­зрак. Или, напри­мер, в полу­мра­ке ста­рый пень кажет­ся медведем.

Бел­ка, кото­рая уже вовсю вела кон­спект с трёх­цвет­ны­ми помет­ка­ми, тут же при­ве­ла пример:
— Про­фес­сор! Это как когда я в сумер­ках при­ни­маю шиш­ку за спя­ще­го жука и начи­наю пла­ни­ро­вать так­ти­ку обхо­да! Объ­ект — шиш­ка, иска­же­ние — жук!

— Вер­но, кол­ле­га Бел­ка, — кив­нул Филин. — Иллю­зия — это ошиб­ка интер­пре­та­ции реаль­но­го сти­му­ла. А теперь… галлюцинация.

Галлюцинация

В ауди­то­рии повис­ла напря­жён­ная тишина.

— Гал­лю­ци­на­ция, — про­фес­сор сде­лал пау­зу для дра­ма­ти­че­ско­го эффек­та, — это теле­ви­зор, кото­рый вклю­чил­ся в пустой ком­на­те. Реаль­но­го сти­му­ла — нет. Но вы ясно види­те кар­тин­ку, слы­ши­те звук. Это про­дукт ваше­го соб­ствен­но­го моз­га, про­еци­ру­е­мый вовне.

Хома поблед­нел и начал нерв­но пере­би­рать лапками.
— Док­тор… — про­шеп­тал он. — А если… если мне ино­гда кажет­ся, что мой тоно­метр под­ми­ги­ва­ет мне крас­ным све­том и шеп­чет: «Хома, всё пло­хо»?.. Это… это гал­лю­ци­на­ция? Пси­хи­ат­ри­че­ский симп­том? Всё, я шизофреник!

Сосед­ний Ёжик фырк­нул, но про­фес­сор Филин оста­вал­ся невозмутим.
— Кол­ле­га Хома, преж­де чем ста­вить себе диа­гноз «син­дром оду­шев­ле­ния меди­цин­ской тех­ни­ки», ответь­те: вы в этот момент были трез­вы, выспав­шись и не нахо­ди­лись под воз­дей­стви­ем фер­мен­ти­ро­ван­ных желудей?

— Н‑нет… — замял­ся Хома. — Я тогда три ночи под­ряд кон­спек­ти­ро­вал фармакологию…

— Вот вам и ответ, — заклю­чил Филин. — Это псев­до­гал­лю­ци­на­ция на фоне депри­ва­ции сна и стрес­са. Гра­ни­ца меж­ду нор­мой и пато­ло­ги­ей часто опре­де­ля­ет­ся кон­тек­стом. Запом­ни­те: оди­но­кий, повто­ря­ю­щий­ся симп­том — ещё не болезнь. А вот если ваш тоно­метр нач­нёт читать вам лек­ции по кар­дио­ло­гии… тогда будем беспокоиться.

Все засме­я­лись, и напря­же­ние спало.

Агнозия

— И, нако­нец, агно­зия, — про­дол­жил про­фес­сор. — Самое ковар­ное нару­ше­ние. Это когда воро­та вос­при­я­тия вро­де бы откры­ты, инфор­ма­ция посту­па­ет, но «ком­на­та управ­ле­ния» в моз­ге не может её рас­шиф­ро­вать. Паци­ент видит чаш­ку, но не пони­ма­ет, что это чаш­ка. Он слы­шит речь, но для него это про­сто набор зву­ков, как шум ветра.

Енот, до это­го мол­ча све­ряв­ший­ся с учеб­ни­ком, под­нял лапку.
— Про­фес­сор! Полу­ча­ет­ся, это как если бы я видел свой иде­аль­но состав­лен­ный план, пони­мал, что там бук­вы и циф­ры, но не мог понять их смысл?

— Близ­ко к тому, кол­ле­га Енот. Толь­ко при агно­зии про­бле­ма не в пони­ма­нии смыс­ла, а в самом узна­ва­нии объ­ек­та. Это сбой на более базо­вом уровне.

Практикум: Тени и шепоты

Для закреп­ле­ния мате­ри­а­ла Вла­ди­мир Его­ро­вич, при­сут­ство­вав­ший на лек­ции, пред­ло­жил неболь­шой эксперимент.

— Кол­ле­ги, давай­те смо­де­ли­ру­ем иллю­зию. Бел­ка, опи­ши, что ты видишь в углу аудитории?

Бел­ка при­смот­ре­лась к ста­рой вешал­ке, на кото­рой висел халат про­фес­со­ра и шарф.
— Я вижу… высо­кую, тощую фигу­ру с раз­ве­ва­ю­щи­ми­ся конеч­но­стя­ми! — она на секун­ду заду­ма­лась. — Но раци­о­наль­ный ана­лиз под­ска­зы­ва­ет, что это одеж­да. Хотя пер­вый импульс — спря­тать орехи.

— Иде­аль­но! — похва­лил Вла­ди­мир Его­ро­вич. — Мозг полу­чил смут­ную кар­тин­ку и достро­ил её до чего-то зна­ко­мо­го и потен­ци­аль­но опас­но­го. Это осно­ва иллюзии.

Потом он посмот­рел на Хому.
— Хома, закрой гла­за и пред­ставь, что ты слы­шишь тихий, настой­чи­вый стук. Не реаль­ный, а про­сто пред­ставь. Что ты чувствуешь?

Хома закрыл гла­за, и его усы затряслись.
— Тре­во­гу! — выдох­нул он. — Это стук в дверь! За мной при­шли! Или это нача­ло арит­мии? Я чув­ствую, как серд­це под­стра­и­ва­ет­ся под этот несу­ще­ству­ю­щий ритм!

— Вот вам и мощь внут­рен­не­го обра­за, — резю­ми­ро­вал Вла­ди­мир Его­ро­вич. — Ещё не гал­лю­ци­на­ция, но яркая мысле­фор­ма, спо­соб­ная вызвать реаль­ную веге­та­тив­ную реак­цию. Теперь вы пони­ма­е­те, с каки­ми хруп­ки­ми и мощ­ны­ми меха­низ­ма­ми име­е­те дело.

Наблюдение: из пациентов в диагносты

Вый­дя с лек­ции, сту­ден­ты были пере­пол­не­ны впечатлениями.

— Зна­ешь, — ска­за­ла Бел­ка Ено­ту, — теперь, когда я вижу что-то стран­ное, я сна­ча­ла про­ве­рю, не кри­вое ли зер­ка­ло, преж­де чем паниковать.

— А я, — задум­чи­во про­из­нёс Хома, — кажет­ся, начал пони­мать раз­ни­цу меж­ду «мне пока­за­лось» и «мне явля­ет­ся». И это… успо­ка­и­ва­ет. Хотя… нет, всё-таки пой­ду про­ве­рю, не разу­чил­ся ли я узна­вать свою зуб­ную щёт­ку. На вся­кий случай!

Вла­ди­мир Его­ро­вич, наблю­дая, как его уче­ни­ки рас­хо­дят­ся по лес­ным тро­пин­кам, улыб­нул­ся. Его чаш­ка сего­дня скром­но напо­ми­на­ла: «Пре­ду­пре­жде­ние: самый слож­ный диа­гноз — отли­чить иллю­зию от реаль­но­сти в соб­ствен­ной голове».

Инте­рес­но, — поду­мал он, — сей­час они ищут агно­зию у сво­их зуб­ных щёток. А зав­тра, гля­дишь, нач­нут нахо­дить общий язык с теми, чьё вос­при­я­тие иска­же­но по-насто­я­ще­му. Из пани­ку­ю­щих паци­ен­тов полу­ча­ют­ся самые вни­ма­тель­ные диагносты.

А впе­ре­ди их жда­ла лек­ция о нару­ше­ни­ях памя­ти, где пред­сто­я­ло выяс­нить, чем кон­фа­бу­ля­ция отли­ча­ет­ся от обыч­ной бели­чьей забыв­чи­во­сти. Но это была уже сле­ду­ю­щая исто­рия.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх