Провалы, накладки и беличьи тайники

Про­ва­лы, наклад­ки и бели­чьи тай­ни­ки… или Изу­ча­ем память.

В Лес­ном меди­цин­ском цари­ла сосре­до­то­чен­ная тиши­на, кото­рую нару­шал лишь шелест стра­ниц и нерв­ный стук моло­точ­ка Ено­та по пар­те. Он про­ве­рял, не разу­чил­ся ли он дер­жать инстру­мент после вче­раш­ней лек­ции о нару­ше­ни­ях вос­при­я­тия. Сего­дня про­фес­со­ру Фили­ну пред­сто­я­ло погру­зить сту­ден­тов в новые дебри — нару­ше­ния памяти.

— Кол­ле­ги, — начал он, поправ­ляя очки. — Вче­ра мы изу­ча­ли, как нас могут обма­нуть гла­за и уши. Сего­дня мы пого­во­рим о пре­да­тель­стве изнут­ри. О том, как наша соб­ствен­ная память может стать нена­дёж­ным союз­ни­ком. Мы начи­на­ем тему: амне­зии и конфабуляции.

Амнезия: Когда в чертогах разума пустуют залы

— Амне­зия, — про­дол­жил Филин, — это не про­сто «забыл, куда поло­жил орех». Это когда целые залы вос­по­ми­на­ний в вашей мен­таль­ной биб­лио­те­ке ока­зы­ва­ют­ся наглу­хо запер­ты. Ино­гда — навсегда.

Хома встре­пе­нул­ся, в его гла­зах читал­ся непод­дель­ный ужас.
— Про­фес­сор! — выдох­нул он. — Я вче­ра целую мину­ту не мог вспом­нить, где оста­вил свою запас­ную зуб­ную щёт­ку! Это оно? Нача­ло? Ретро­град­ная амнезия?

— Кол­ле­га Хома, — невоз­му­ти­мо пари­ро­вал Филин, — если бы вы забы­ли, что у вас вооб­ще есть зуб­ная щёт­ка, вот тогда мы бы забес­по­ко­и­лись. А забыть её место­по­ло­же­ние после шести­ча­со­во­го штур­ма кон­спек­тов по ней­ро­ана­то­мии — это назы­ва­ет­ся «пере­груз­ка опе­ра­тив­ной памя­ти». Лечит­ся чаем и вось­ми­ча­со­вым сном.

Бел­ка, све­ря­ясь со сво­им иде­аль­ным кон­спек­том, под­ня­ла лапку.
— То есть, амне­зия — это когда архив повре­ждён? Но дан­ные-то на месте? Про­сто нет доступа?

— Пре­крас­ная ана­ло­гия, кол­ле­га Бел­ка! — одоб­ри­тель­но кив­нул про­фес­сор. — Имен­но так. Фай­лы есть, но пап­ка «Мои юные годы» или «Вче­раш­ний зав­трак» ока­зы­ва­ет­ся пустой или битой.

Конфабуляция: Когда библиотекарь начинает сочинять

— А теперь, — голос Фили­на стал зло­ве­ще-заго­вор­щи­че­ским, — пред­ставь­те, что ваш биб­лио­те­карь, не желая при­зна­вать, что в архи­ве про­бел, начи­на­ет… сочи­нять. Он не гово­рит «не знаю». Он выда­ёт вам яркую, дета­ли­зи­ро­ван­ную исто­рию, кото­рая нико­гда не про­ис­хо­ди­ла. Это и есть конфабуляция.

Енот, до это­го мол­ча све­ряв­ший таб­ли­цы, ахнул.
— То есть, это не ложь? Это… твор­че­ское запол­не­ние пустот?

— Имен­но! — карк­нул Филин. — Паци­ент абсо­лют­но уве­рен в прав­ди­во­сти сво­их вос­по­ми­на­ний. Его мозг не лжёт, он — тво­рит. Напри­мер, на вопрос «что вы дела­ли в про­шлое вос­кре­се­нье?» паци­ент с кон­фа­бу­ля­ци­я­ми может подроб­но рас­ска­зать, как летал на воз­душ­ном шаре и пил чай с Еди­но­ро­гом, искренне веря в это.

Хома с надеж­дой посмот­рел на профессора.
— А если я ино­гда путаю, кому из сосе­дей я дол­жен три желу­дя? Или мне кажет­ся, что я уже при­ни­мал вита­ми­ны, хотя буты­лоч­ка не тро­ну­та… Это она?

— Это, кол­ле­га, — улыб­нул­ся Филин, — назы­ва­ет­ся «син­дром дефи­ци­та вни­ма­ния на фоне гипер­диа­гно­сти­ки». Или, если про­ще, «хомя­чья пере­гру­жен­ность». Лечит­ся состав­ле­ни­ем спис­ков и сни­же­ни­ем дозы само­кон­тро­ля. Хра­ни­те спи­сок дол­гов. Или заве­ди­те бухгалтера.

Практикум: Проверка на прочность

Вла­ди­мир Его­ро­вич, сидев­ший на послед­ней пар­те, решил закре­пить материал.

— Кол­ле­ги, давай­те про­ве­дём экс­пе­ри­мент. Бел­ка, закрой­те гла­за. Что вы ели на зав­трак позавчера?

Бел­ка, не морг­нув гла­зом, тут же выдала:
— Овся­ную кашу с оре­ха­ми и мёдом, ров­но 17 ягод чер­ни­ки для анти­ок­си­дан­тов и чай из шипов­ни­ка в зелё­ной чашке.

Все ахну­ли. Енот с ува­же­ни­ем запи­сал это в блок­нот как «фено­ме­наль­ная авто­био­гра­фи­че­ская память».

— Хома, а вы помни­те, о чём была наша пер­вая лек­ция в магистратуре?

Хома зажму­рил­ся, его усы затряслись.
— Э‑э… Пара­диг­мы! Что-то про тор­ты… и ёжи­ков… Кажет­ся, у меня тогда начи­на­лась тахи­кар­дия… А, нет, это было на вто­рой лек­ции! Или… Всё, про­фес­сор, у меня амне­зия! Или кон­фа­бу­ля­ция? Я сей­час при­ду­маю, что мы слу­ша­ли лек­цию о лета­ю­щих хомяках!

Все засме­я­лись. Вла­ди­мир Его­ро­вич подытожил:
— Вот види­те? Один и тот же вопрос у одно­го вызы­ва­ет точ­ней­шее вос­по­ми­на­ние, а у дру­го­го — хаос и готов­ность к твор­че­ству. Память — шту­ка субъективная.

Память — сад

Вый­дя с лек­ции, сту­ден­ты бур­но обсуж­да­ли новую тему.

— Зна­ешь, — ска­за­ла Бел­ка Ено­ту, — мне кажет­ся, кон­фа­бу­ля­ция — это не так уж и пло­хо. Ино­гда кра­си­вая выдум­ка луч­ше пустоты.

— Соглас­но моим рас­чё­там, — тут же отклик­нул­ся Енот, — 73% быто­вых ссор про­ис­хо­дят из-за рас­хож­де­ний в вос­по­ми­на­ни­ях. Теперь я знаю, как это называется!

— А я, — про­шеп­тал Хома, листая кон­спект, — теперь буду боять­ся не толь­ко симп­то­мов, но и их отсут­ствия. Вдруг я что-то уже забыл и не пом­ню об этом? Это же ретро­град­ная… Анте­ро­град­ная… Чёрт, я уже запутался!

Вла­ди­мир Его­ро­вич, наблю­дая за ними, с улыб­кой попи­вал чай. Его чаш­ка сего­дня скром­но наме­ка­ла: «Память — это не архив, а сад. Что-то забы­ва­ет­ся, что-то про­рас­та­ет вновь, а иное и вовсе ока­зы­ва­ет­ся пре­крас­ным сорняком».

Инте­рес­но, — поду­мал он, — сего­дня они ищут амне­зию у себя. А зав­тра научат­ся отли­чать насто­я­щую поте­рю памя­ти от про­стой забыв­чи­во­сти у сво­их буду­щих паци­ен­тов. И, кто зна­ет, может, имен­но спо­соб­ность Хомы дра­ма­тич­но иска­жать вос­по­ми­на­ния сде­ла­ет его гени­аль­ным спе­ци­а­ли­стом по конфабуляциям.

А впе­ре­ди их ждал куда более слож­ный урок — о нару­ше­ни­ях мыш­ле­ния. Но это была уже сле­ду­ю­щая исто­рия.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх