«Эмоции и чувства – Стресс и адаптация»: курс «Медицинская психология» под наблюдением Владимира Егоровича набирал обороты, и сегодня студентам предстояло погрузиться в самый бурный океан – мир эмоций.
Владимир Егорович, заняв свой привычный пост в заднем ряду, с интересом наблюдал, как профессор Сойка рисует на доске схему, где «Обида» вела стрелку прямо к «Гастриту». Его чашка с надписью казалась особенно довольной – сегодняшняя тема была её любимой.
Когда чувства решают, где вам болеть
— Коллеги! – начала Сойка, откладывая мел. – Сегодня мы изучим, как непрожитая обида устраивает пожар в желудке, а затаённый страх заставляет сердце бежать марафон. По Селье, стресс – это…
— Профессор! – встревоженно перебил Хома. – У меня вчера после спора с Енотом действительно заболел желудок! Это стадия истощения? Я так и знал!
— Коллега Хома, – покачала головой Сойка, – это значит, что вы съели три порции ферментированных желудей на нервной почве. Не всё, что колет в боку, – психосоматика.
В это время Белка, вооружившись орехами разного калибра, уже создавала «Антистрессовый план орехотерапии».
— Смотрите, – объясняла она Еноту, – при лёгкой тревоге – один фундук. При средней – три миндаля. При панической атаке – горсть грецких, но строго по расписанию!
Енот, изучив план, озадаченно почесал за ухом:
— А ты учитывала калорийность и риск аллергических реакций? Нужно добавить графу «Побочные эффекты антистрессовой терапии»!
Практикум: Шишка или паника?
— Прекрасная теоретическая база, коллеги! — профессор Сойка одобрительно кивнула, завершая объяснение стадий стресса. — Но теперь давайте закрепим материал на практике.
Психотерапевт с загадочной улыбкой поднял холщовый мешок.
— Коллеги, практикум называется «Отличите паническую атаку от реакции на внезапно упавшую шишку».
Мешок опрокинулся, и по полу покатились десятки шишек. Белка подпрыгнула, Енот отшатнулся, а Хома замер с выражением ужаса.
— Так! – воскликнул Владимир Егорович. – Белка – испуг и мобилизация. Енот – оценка ситуации. Хома… – он посмотрел на бледного хомяка, – а здесь запустился полный вегетативный каскад!
— У меня тахикардия! – выдавил Хома. – И тремор! И чувство нереальности! Это паническая атака!
— Или, – мягко поправил Владимир Егорович, – адекватная реакция на громкий звук, помноженная на вашу тревожную конституцию. Задача врача – отличать норму от патологии.
Семинар: Где живёт болезнь?
На семинаре разбирали случай Зайца с болями в сердце при нормальных анализах.
— Коллеги, ваши версии? – спросила Сойка.
Белка уверенно заявила:
— Он боится ответственности! Новая должность – и сердце заболело! Классика!
Енот добавил:
— Нужно провести суточное мониторирование ЭКГ, ЭхоКГ…
— Или, – тихо сказал Хома, – просто поговорить с ним о том, чего он боится.
Владимир Егорович с удовлетворением кивнул:
— Поздравляю, коллега. Вы нашли корень проблемы.
Понимать самих себя
Белка дополняла свой ореховый план. Енот составлял таблицу дифференциальной диагностики. А Хома… впервые почувствовал, что его симптомы – это язык, на котором говорит его тело. Он достал блокнот и записал: «Страх и тахикардия – не всегда причинно-следственная связь. Иногда это просто соседи. P.S.: Завтра попробую говорить с собой помягче».
Владимир Егорович, покидая аудиторию, отметил: его студенты не просто изучали психологию – они учились понимать самих себя. А это была самая важная диагностика из всех возможных.