Специфика доказательного подхода в психологии, или Почему одни методы работают, а другие — лишь кажутся эффективными или… Наука против интуиции.
Аудитория магистратуры клинической психологии встретила новый учебный день напряжённой тишиной. На столе у Белки лежали три цветных маркера, готовые к созданию идеальной схемы. Енот выстроил учебники по степени доказательности их содержания. Хома нервно перебирал лапками, пытаясь незаметно измерить свой пульс.
Профессор Филин вошёл в аудиторию с внушительной стопкой научных журналов.
— Коллеги, — начал он, — сегодня мы будем учиться отличать науку от лженауки. Или, говоря проще — отличать работающие методы от тех, что просто хорошо продаются.
Что такое доказательный подход?
— Представьте, — сказал Филин, — что вы выбираете лечение для пациента с депрессией. С одной стороны — метод, проверенный в 50 исследованиях на 5000 пациентах. С другой — история о том, как он помог ёжику, который грустил осенью. Что вы выберете?
Белка тут же подняла лапку:
— Профессор! А если метод помог не одному, а десяти ёжикам? И о этом написали в газете «Лесные вести»?
— Уважаемая коллега, — вздохнул Филин, — десять ёжиков — это единичные наблюдения. А газета — это не рецензируемый научный журнал. Доказательный подход требует систематичности, воспроизводимости и… — он многозначительно посмотрел на Хому, — …контрольных групп.
Хома встрепенулся:
— Контрольные группы! Это когда одна группа получает лечение, а другая — плацебо? А как быть с этикой? Вдруг пациенту из контрольной группы станет хуже?
Рандомизированные контролируемые исследования: золотой стандарт
Енот, до этого молча сверявшийся с таблицами, наконец заговорил:
— Согласно мета-анализу Кокрановских обзоров, рандомизированные контролируемые исследования имеют уровень доказательности 1А. Это означает…
— Это означает, — прервал его Филин, — что если бы вы лечили простуду мёдом, вы бы давали его одной группе медведей, а другой — просто сладкую воду. И сравнивали бы результаты. Не зная, кто что получает. Это и есть слепое исследование.
Белка задумалась:
— Значит, когда я предлагаю своим пациентам-бельчатам для успокоения жевать определённые коренья, я должна сначала провести исследование? С контрольной группой, получающей обычные палочки?
— Именно так, — кивнул Филин. — Иначе как вы узнаете, работает ли корень сам по себе, или просто отвлекает от тревоги процесс жевания?
Практикум: оцениваем доказательства
Владимир Егорович, сидевший на последней парте, предложил практическое задание:
— Коллеги, давайте разберём кейс. Знакомый Барсук утверждает, что его метод «разговор с деревом» помогает от тревоги. Как мы можем это проверить?
Енот немедленно начал составлять протокол исследования:
— Нужно набрать 100 барсуков с тревожностью, разделить на две группы… Одна группа разговаривает с дубом, вторая — с берёзой… Измерить уровень кортизола до и после…
Белка добавила:
— А третья группа пусть просто сидит в лесу! Для контроля среды! И нужно слепое оценивание — пусть Сова, не зная, кто в какой группе, оценивает их состояние по записям разговоров!
Хома робко поднял лапку:
— А если у барсуков из группы дуба действительно снизится тревожность? Это же будет значить… что дубы обладают психотерапевтическими свойствами? Или что барсукам просто нравится запах дуба?
Три кита клинического решения: где встречаются наука, мастерство и клиент
В этот момент мягко вмешался Владимир Егорович:
— Вы все блестяще подходите к вопросу с научной стороны, и это прекрасно. Но я хочу добавить один важный нюанс. Работа с живым пациентом — это не только протокол исследования. Ваше профессиональное решение всегда стоит на трёх китах.
Он поднял руку, загибая пальцы.
— Первый кит — это «что говорит наука». То, о чём нам только что рассказывал профессор Филин. Данные, мета-анализы, уровень доказательности.
— Второй кит — это «что вы умеете и чувствуете». Ваша компетенция, ваш терапевтический опыт и даже ваша интуиция.
— И третий кит, о котором часто забывают, — это «чего хочет и может ваш клиент». Его ценности, его ресурсы, его готовность меняться.
— Искусство, — заключил он, — заключается в том, чтобы найти баланс между этими тремя силами. Можно знать самый эффективный метод, но если пациент не готов его принять, он не сработает.
Критическое мышление в действии
Профессор Филин одобрительно каркнул:
— Прекрасное дополнение! Именно так и рождается настоящая наука и практика. Мы не отвергаем метод только потому, что он кажется странным. Но и не принимаем его только потому, что он кому-то помог. Мы проверяем. А найдя доказательства, мы смотрим — а сможем ли мы это применить, и захочет ли этого наш пациент?
Внезапно Хома осмелел:
— Доктор! А как быть с индивидуальными случаями? Вот у меня, например, паника проходит, если я трижды оббегу вокруг норки… Это же доказательство?
— Это гипотеза, коллега! — воскликнул Филин. — Которую нужно проверить. Может, паника проходит не от бега, а от того, что вы отвлекаетесь? Или от усталости? Или просто потому, что за время бега приступ сам проходит?
Итоги второй лекции: сомневаться, чтобы знать
К концу пары студенты по-новому смотрели на любые утверждения о «проверенных методах».
— Значит, — подвела итог Белка, — когда мне говорят «это точно работает», я должна спросить: «А где исследования? А где контрольные группы? А кто финансировал?»
— А я, — добавил Хома, — буду скептически относиться к статьям вроде «Пять способов мгновенно вылечить тревожность». Хотя… — он задумался, — может, проверить один из способов? Чисто в исследовательских целях?
— Согласно расчётам, — заключил Енот, — только 37.2% популярных психологических методов имеют надёжную доказательную базу. Остальные… — он многозначительно хмыкнул.
Когда студенты выходили из аудитории, Владимир Егорович с удовлетворением отметил, что его подопечные начинают мыслить как настоящие учёные. Его чашка сегодня скромно напоминала: «Предупреждение: знание о незнании может быть полезнее иллюзии знания».
А впереди их ждала тема «Построение гипотез. Дизайны исследований: лонгитюдные, кроссекционные, экспериментальные», где предстояло выяснить, как рождаются научные вопросы и какие инструменты лучше всего подходят для поиска ответов. Но это была уже совсем другая история…